Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Инженерные войска на службе России

21 января 2021 года инженерные войска России отмечают 320-ю годовщину со дня своего образования. За этот период они прошли славный боевой путь.

День инженерных войск – поддержание многовековых традиций российского воинства, дань боевым заслугам всех поколений военных инженеров.


Эмблема инженерных войск

История становления и развития инженерных войск ведет свое начало с момента создания Петром I регулярной армии и флота, а именно с распоряжения царя от 10(21) января 1701 года об открытии в г. Москва специальной школы при Пушкарском дворе, с целью подготовки в ней военных кадров, обладающих специальными инженерными знаниями. В ней готовили инженеров для флота и артиллерии, саперов и геодезистов. В 1719 году такая же школа появилась в г. Санкт-Петербург, а в 1723 году они были объединены в одну – Петербургскую. Выпускниками школы стали комплектоваться первые минные подразделения.


Сухарева башня в Москве, где первоначально размещалась школа

8(19) февраля 1712 года Петр I издал указ, которым утверждались штаты минерной роты в составе 75 человек и штаты команды понтонеров в количестве 34 человек. Одновременно было введено обязательное обучение всех родов войск «инженерству», заложившее основы инженерной подготовки и специального военно-инженерного образования.

С выходом России к берегам морей началось строительство морских оборонительных сооружений, для чего в штаты крепостей и военных портов при необходимости назначались отдельные инженерные чины и создавались специальные подразделения инженеров и кондукторов, инженерных учеников, роты минеров и мастеровых. Общее руководство строительством приморских и сухопутных крепостей при Петре было возложено до 1722 года на канцелярию артиллерии и фортификации, а с 1722 года для руководства инженерными войсками создается специальная инженерная контора, положившая начало созданию самостоятельного органа управления в военном ведомстве.

Офицеры – инженеры были поставлены в Табели о рангах на ранг выше офицеров пехоты и кавалерии. Это объяснялось более высокими требованиями, которые предъявлялись к военным инженерам. Им платили большее жалованье, поскольку статус военного инженера требовал не только хорошей общевоинской подготовки, но и специальных знаний. Военные инженеры должны были постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, а также иметь к этому стимул. Государство пыталось выделить военных инженеров из общеармейской среды. В том же 1722 году должность полкового инженера была введена в каждом российском полку. Военный инженер в обер-офицерском чине отвечал за все инженерные работы.

При Петре I широкое развитие получили фортификационная подготовка полей сражения, укрепление границ, в том числе морских на Балтийском и Белом морях, осадное искусство, а также организация переправ через реки войск.

В Полтавской битве 1709 года Петр I широко и умело применил в полевых условиях систему редутов, которые обеспечили устойчивость обороны и успешный переход русских войск в наступление, а также систему укреплений подмостных позиций, надежно прикрывавших переправы через реку Ворскла.

В Семилетней войне 1756–1763 годов русские саперы показали замечательные образцы скоростного, для того времени, строительства мостов. На реке Висла мост длиной 360 м они построили всего за три дня. В этой же войне русские понтонеры успешно наводили наплавные мосты из табельных средств – парусиновых понтонов конструкции русского умельца Андрея Немого.

Широко использовались инженерные войска в походах А.В. Суворова. Они активно участвовали в создании Кубанской линии обороны, возводившейся в 1778 году под его руководством, способствовали форсированию рек и оказывали войскам помощь в строительстве крепостных сооружений, а также обеспечивали маневренные боевые действия и осаду крепостей, например, в сражении при Рымнике в 1789 году и штурме крепости Измаил в 1790 году.

По мере развития и усложнения военного дела повышались требования к подготовке офицеров и унтер-офицеров инженерных служб, росла и численность инженерных войск. Военные инженеры на протяжении XVIII века участвовали в строительстве многочисленных крепостей, различных фортификационных сооружений на границах Российской империи, в приграничных районах и крупных городах. При участии военных инженеров были основаны и построены Санкт-Петербург, Кронштадт, военные порты в Ревеле, Регервике, а с 1779 года началось строительство морских крепостей на Черном море – в Херсоне, Севастополе, Николаеве, Одессе. Руководили строительством портов, морских баз и крепостей выдающиеся государственные деятели того времени – сенатор М.М. Самарин, капитан-командор Э. Лейн, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, генерал-инженер Б.Х.  Миних, князь Г.А. Потемкин, генерал-цейхмейстер И.А. Ганнибал и др.

В 1797 году был сформирован специальный Пионерный полк трехбатальонного состава. В каждом батальоне полка были три пионерные и одна минерная роты. Полк выполнял задачи по организации военно-строительных работ во время боевых действий и военных походов, при этом использовать полк разрешалось лишь по указанию главнокомандующего армией.


Инженерный офицер. 1798 г.

Возрастание роли военно-инженерного искусства и инженерных войск еще ярче проявилось в Отечественной войне 1812 года. К этому времени инженерные войска империи включали 10 минерных и пионерных рот, кроме того к ним относились понтонные роты при артиллерийских частях и 14 крепостных понтонных и минерных рот. В состав таких рот входили только офицеры и кондукторы (унтер-офицеры), а солдат, как рабочую силу, поставляли на время выполнения конкретных задач в пехотные полки и местное население. Инженеры смогли только в начале войны возвести 178 мостов, отремонтировать 1920 верст дорог, что позволило русской армии эффективно маневрировать.

В Бородинском сражении армия Наполеона понесла большие потери при атаках на укрепления, созданные под руководством военных инженеров. Оборудованные в виде редутов, они служили опорными пунктами для русских войск. Наступающие французские войска в ходе атаки были вынуждены обходить их, вследствие чего попадали под уничтожающий фланговый артиллерийский огонь. Попытка Наполеона сокрушить Россию в одном генеральном сражении провалилась.

О повышении авторитета инженерных войск свидетельствует тот факт, что с 1817 года в русской армии вводится должность генерал-инспектора армии по инженерной части, которую занимали августейшие члены императорской семьи.

Спустя несколько лет после разгрома наполеоновской армии инженерная служба подверглась реформированию – батальоны были сведены в три пионерные бригады, а в 1822 году понтонные роты передали в состав инженерного ведомства. Были сформированы гвардейский и армейский конно-пионерные эскадроны. В 1844 году все инженерные части русской армии специальным императорским указом были переименованы в саперные.


Лейб-гвардии Саперный батальон

Развитие военно-инженерного дела и инженерных войск в XIX веке непосредственно связано с именем выдающегося русского инженера-фортификатора А.З. Теляковского, теоретические разработки которого, по созданию укреплений, впервые были успешно реализованы генералом Э.И. Тотлебеном и другими военными инженерами в Крымской (Восточной) войне 1853–1856 годов. В ходе войны под руководством русских военных инженеров была создана глубокая система оборонительных позиций на основе бастионов и стрелковых окопов. Именно военные инженеры под руководством Тотлебена выстроили такую систему обороны Севастополя, которая позволила на протяжении почти целого года отражать атаки противника.


«Подземная» война в ходе обороны Севастополя. 1855 г.

Высокое военно-инженерное искусство, по тому времени, показали русские инженерные войска в ходе Русско-турецкой войны 1877–1878 годов при обеспечении форсирования рек, в том числе такой крупной, как Дунай. Саперы и понтонеры оборудовали подъездные пути к реке, обеспечивали десантную переправу, наводили наплавные мосты, прикрывали речными минами фланги участка форсирования от возможных атак турецких кораблей. В этой войне Русские саперы первыми применили самоокапывание (наступательные боевые действия под Горным Дубняком). Их примеру последовала и пехота. Во время знаменитых боев на Шипке удалось отразить атаки османских войск без применения артиллерийских орудий и стрелкового оружия. Секретом успеха было использование электроуправляемых фугасов, обративших в бегство уступавшую в инженерном отношении османскую армию

На рубеже XIX – XX веков инженерные войска рассматривались как технический род войск. В разное время в их состав входили железнодорожные и электротехнические батальоны, военно-телеграфные роты, воздухоплавательные (аэростатные) отделения, авиационные отряды, автомобильные отряды и подразделения броневых сил (бронеавтомобилей), которые в последующем приобрели самостоятельное значение. Таким образом, именно с инженерных формирований берут свое начало некоторые современные виды Вооруженных Сил и рода войск. Однако именно концу XIX века произошло окончательное оформление инженерных войск как самостоятельного рода войск. Инженерные войска никогда не были особо многочисленными и составляли в то время 2–2,5% от общей численности русской армии.

Начало XX века ознаменовалось героическими действиями инженерных войск в Русско-японской войне 1904–1905 годов. Особенно отличились русские саперы в обороне крепости Порт-Артур. Здесь впервые было применено сочетание долговременных укреплений (фортов) с полевыми позициями. В ходе обороны крепости были созданы новые средства минирования, велась подземно-минная борьба. После провала ускоренного штурма крепости японцы были вынуждены приступить к ее длительной осаде. В результате героических действий русских войск у стен крепости почти на год были скованы крупные силы японских войск. Душой обороны крепости являлся русский военный инженер Р.И. Кондратенко, геройски погибший на боевом посту.

Военно-инженерное искусство перед Первой мировой войной развивалось с учетом возрастающих возможностей средств поражения и опыта войны с Японией. Так, широкое применение пулеметов и массированного огня артиллерии потребовало еще более умелого приспособления к местности оборонительных сооружений и создания опорных пунктов с окопами, ходами сообщения и заграждениями.

Кроме того, высокий профессионализм инженерные войска показали и в ходе Первой мировой войны. При ведении обороны русской армией под руководством военных инженеров создавались тысячекилометровые оборонительные рубежи, усовершенствовались долговременные укрепления. Включение крепостных фортов в полевые оборонительные рубежи способствовало резкому повышению устойчивости войск при отражении мощных ударов превосходящего противника. Подтверждением верности этого решения служит героическая оборона крепости Осовец.

Вначале войны, когда боевые действия носили маневренный характер, инженерные войска решали в основном задачи дорожно-мостового строительства и вели работы по разграждению территории. В последующем, в условиях перехода к позиционной войне, их главными задачами были устройство различных заграждений (в том числе проволочных, взрывных и электризуемых), создание позиций сплошных траншей и ходов сообщений, сооружение укрытий и др.

В ходе наступательных операций инженерные войска обеспечивали преодоление заграждений, естественных и искусственных препятствий, решали целый ряд других задач. Большую роль сыграли инженерные войска в обеспечении Брусиловского прорыва на Юго-Западном фронте в 1916 году. При подготовке прорыва позиционной обороны противника инженерные войска вели ее разведку, готовили в инженерном отношении плацдармы для наступления, пути маневра, проводили маскировочные мероприятия. С началом прорыва обороны инженерные части успешно обеспечивали продвижение наступающих войск, особенно в трудных условиях Карпат.

Растущее значение военно-инженерных мероприятий в годы войны привело к количественному росту инженерных войск и повышению их роли в бою и операции. Если до начал войны в их составе имелись только корпусные саперные батальоны, то в ходе ее в каждой дивизии была развернута инженерная рота, в пехотном корпусе – инженерный полк, а также большое количество инженерно-строительных бригад, дружин и дорожно-мостовых отрядов резерва главного командования.

В период Гражданской войны и становления и развития Красной армии инженерными войсками руководили известные военные инженеры царской армии: К.И. Величко, Г.Г. Невский, А.П. Шошин, Д.М. Карбышев и другие.

Мероприятия по переводу Красной армии на мирные рельсы в 1921–1923 годах, военная реформа 1924–1925 годов, а также техническое перевооружение частей и соединений позволили организационно и технически укрепить инженерные войска, оснастить их новой инженерной техникой. Дальнейшее развитие получили такие отрасли военно-инженерного дела, как фортификация, минно-подрывное дело, устройство заграждений, строительство военных дорог, мостов, оборудование переправ, маскировка и другие.

В межвоенный период инженерные войска приобрели ценный боевой опыт. Высокий профессионализм показали воины инженерных частей в ходе конфликта на КВЖД в 1929 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, в ходе войны с Финляндией в 1939–1940 годах. Многие их них были награждены орденами и медалями, а 14 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Неувядаемой славой покрыли себя инженерные войска в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Значительное увеличение объемов и усложнение задач инженерного обеспечения боевых действий в ходе войны не только повысили значимость инженерных войск, но и обеспечили им глубокое признание. Так, в годы войны в ходе оборонительных операций было:

  • установлено 70 млн мин, на которых подорвалось около 10 тыс. танков противника, а также значительное количество другой боевой техники, солдат и офицеров;
  • построено 50 тыс. км оборонительных рубежей, около 1,5 млн фортификационных сооружений;
  • отрыто 20 тыс. км противотанковых рвов и эскарпов.

Существенную роль сыграли инженерные войска в обеспечении крупнейших стратегических наступательных операций советских войск. Инженерные войска в интересах обеспечения наступления выполнили огромный объем задач. Так, для продвижения войск они подготовили свыше 400 тыс. км войсковых путей и дорог, оборудовали переправы на всех водных преградах от Волги до Эльбы. Только мостов под танковую нагрузку было построено 11 тыс. общей длиной 660 км. В ходе наступления инженерные войска под вражеским огнем проделали сотни тысяч проходов в заграждениях противника.


Бойцы инженерных частей Красной армии ведут разминирование. Зима 1942 г.

Успешному выполнению задач, стоявших перед инженерными войсками, в значительной мере способствовало то, что Верховное главнокомандование на протяжении всей войны уделяло неослабное внимание их организационному строительству и развитию средств инженерного вооружения. К концу войны в составе инженерных войск, кроме частей и подразделений войскового звена, имелись 22 штурмовые инженерно-саперные бригады, 20 моторизованных инженерных бригад, 11 понтонно-мостовых бригад, 54 инженерно-саперные бригады общевойсковых армий, 6 моторизованных инженерных бригад танковых армий, 3 горные инженерно-саперные бригады, 13 тяжелых понтонно-мостовых полков, 7 инженерно-танковых полков, 17 отдельных парков инженерных машин (технических батальонов), 26 отдельных понтонно-мостовых батальонов, 24 батальона миноискателей, 5 отрядов глубокого бурения и большое количество специальных рот оперативного звена и РВГК.

Благодаря героическим усилиям личного состава инженерных войск были решены необычайно сложные задачи обеспечения глубокой и активной обороны на огромном фронте от Баренцева до Черного моря, а также последующих стратегических наступательных операций советских войск. Командные кадры инженерных войск в суровые годы войны приобрели значительный опыт, закалились в боях. Из их числа выдвинулась большая плеяда энергичных и талантливых руководителей и организаторов. В их числе маршал инженерных войск М.П. Воробьев, генерал-полковники Л.З. Котляр, А.Ф. Хренов и многие другие.

За подвиги в годы Великой Отечественной войны более 100 тыс. солдат, сержантов, офицеров и генералов инженерных войск награждены орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Героя Советского Союза, 294 стали полными кавалерами ордена Славы. Свыше 200 инженерных частей и соединений преобразованы в гвардейские, 773 удостоены государственных наград и почетных наименований.


Памятник саперам Великой Отечественной войны в Москве
Скульптор С.Ф. Захлебин, архитектор Е.Ф. Махначев. Открыт в 1980 г.

В послевоенные годы перед инженерными войсками встали новые сложные задачи. Наряду с совершенствованием боевого мастерства им пришлось восстанавливать многие объекты народного хозяйства, в том числе знаменитый ДнепроГЭС, вести крупномасштабные работы по разминированию местности не только на территории нашей страны, но и ряда других государств.

Изменения условий вооруженной борьбы во второй половине XX века в связи с принятием на вооружение ракетно-ядерного оружия потребовали дальнейшего развития инженерных войск и средств инженерного вооружения. Наряду с их дальнейшей специализацией в соответствии с задачами инженерного обеспечения обороны и наступления стала предусматриваться возможность широкого применения инженерных формирований для ликвидации последствий ядерного нападения. Совершенствование средств инженерного вооружения велось за счет повышения их устойчивости к воздействию оружия массового поражения, способности действовать на зараженной местности при сохранении высокой производительности и маневренности.

Личному составу инженерных войск пришлось ликвидировать последствия стихийных бедствий на Днепре и Амуре, Карпатах и Закавказье, Карелии и Каспии, Сахалине и Камчатке, участвовать в борьбе с пожарами в Центрально-Европейской части России. Значительный вклад воины инженерных войск внесли в освоение рисовых полей в Средней Азии и на Кубани, строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Верные славным боевым традициям, воины инженерных войск принимали активное участие в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. Военные действия в Афганистане явились первой после Великой Отечественной войны суровой боевой школой. И в этой войне инженерные войска успешно решали все стоявшие перед ними задачи.

В то же время инженерные войска продолжали успешно выполнять задачи и невоенного характера, такие, как ликвидация последствий стихийных бедствий и трагической аварии на Чернобыльской АЭС. Для ликвидации ее последствий были задействованы силы и средства различных министерств и ведомств, в том числе и инженерных войск. Для руководства выполнением этой сложной правительственной задачи была создана оперативная группа начальника инженерных войск Министерства обороны, которая начала функционировать с 3 мая 1986 года. Первым, кто возглавил эту группу, был маршал инженерных войск С.Х. Аганов. Всего для выполнения задач в зоне аварии было привлечено 26 инженерных батальонов общей численностью более 8 тыс. человек и до 900 единиц специальной техники. Инженерные части привлекались для самостоятельных действий, а также в составе бригад, полков химической защиты и полков Гражданской обороны. Инженерные части дезактивировали местность путем снятия верхнего слоя грунта с последующим его захоронением (свыше 300 тыс. м3), вырубили и захоронили лес на площади более 2 тыс. га, возвели 140 водоохранных сооружений, оборудовали 186 пунктов водоснабжения и др.


Техника инженерных войск в ходе ликвидации
последствий взрыва на Чернобыльской АЭС

Суровым испытанием для инженерных войск стало их участие в ликвидации последствий землетрясения в Армении в декабре 1988 года. Личным составом инженерных войск в кратчайшие сроки было расчищено более 200 тыс. м3 завалов, подорвано 86 аварийных зданий, пробурено и оборудовано десятки скважин для снабжения населения питьевой водой и др.

Новая страница инженерных войск была открыта в связи с созданием Российской армии. В эти годы руководству Вооруженных Сил Российской Федерации и начальнику инженерных войск пришлось решать ряд сложных проблем, таких, как определение рациональной организационно-штатной структуры инженерных формирований и повышение их технической оснащенности.


Бойцы инженерных войск наводят переправу через водную преграду

Одной из важнейших особенностей процесса формирования инженерных войск являлся вывод их частей и соединений с территории сопредельных государств. В начале 90-х годов из групп войск и государств ближнего зарубежья было выведено и расформировано 64 соединения и части, вывезено 11 200 единиц инженерной техники и свыше 12 800 вагонов инженерных боеприпасов и имущества.

В настоящее время российские инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники, инженерных боеприпасов и инженерного имущества.

Их основными задачами являются фортификационное оборудование, устройство и содержание инженерных заграждений, разминирование, подготовка и содержание путей движения войск, оборудование и содержание переправ.

Важная роль инженерных войск в обеспечении военной безопасности и обороноспособности государства подтверждается их успешными действиями в ходе вооруженных конфликтов на территориях Таджикистана, Приднестровья, Северной Осетии, Абхазии, Чеченской Республики, а также выполнения миротворческих миссий в Боснии и Герцеговине, Косово.

Сегодня подразделения российских инженерных войск продолжают выполнять специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики. Так, военнослужащими отряда разминирования Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации осуществлялось разминирование городской части Алеппо, дважды архитектурно-исторического комплекса, городской части и аэропорта Пальмиры, а также города Дейр-эз-Зор.


Российские саперы в Пальмире. Сирия

Таким образом, с 2015 года силами инженерных подразделений в Сирийской Арабской Республике разминировано более 10 тыс. га местности, обезврежено и уничтожено свыше 150 тыс. взрывоопасных предметов, содержится переправа через реку Евфрат, по которой перевезено более 120 тыс. человек и 60 тыс. единиц техники.


Инженерная техника в ходе специальной операции российских войск в Сирии

В процессе выполнения поставленных задач использовались новейшие средства защиты сапера, современные средства поиска взрывоопасных предметов, применялись беспилотные летательные аппараты, мобильные робототехнические комплексы «Уран-6» и собаки минно-розыскной службы.

Кроме того, в 2016 году российскими инженерами организовано обучение военнослужащих вооруженных сил Сирии, а 31 января 2017 года в городе Алеппо начал функционировать первый зарубежный филиал Международного противоминного центра Вооруженных Сил Российской Федерации – Центр разминирования вооруженных сил Сирии.

В ознаменовании 320-й годовщины инженерных войск в конце 2020 года на авиабазе Хмеймим (Сирия) была открыта аллея, на которой военнослужащие высадили более 40 деревьев, а также установили монумент памяти саперов, погибших в локальных конфликтах.


Открытие монумента памяти саперов, погибших в локальных конфликтах.
Хмеймим (Сирия)

В 2019 году российскими военными инженерами оказывалась помощь Лаосской Народно-Демократической Республике по обезвреживанию мин и других боеприпасов времен Вьетнамской войны.

Весомый вклад внесли российские военные инженеры в ходе миротворческой операции в Нагорном Карабахе. Ими осуществлена инженерная разведка, разминирование местности и дорог общего пользования. 


Специалисты инженерных войск в Нагорном Карабахе
проводят разминирование окрестностей города Мардакерт

Всего с 23 ноября 2020 года инженерными подразделениями российских миротворческих сил, очищено от неразорвавшихся боеприпасов около 551 га территории, 205,3 км дорог, 783 домостроений, в том числе 25 социально значимых объекта, обнаружено и обезврежено более 23,7 тыс. взрывоопасных предметов.

Российские инженерные подразделения оказывают максимальное содействие местным властям в восстановлении дорожного движения, электро-водо- и теплоснабжения социальных объектов и жилых домов.

В настоящее время специалисты инженерных войск с честью выполняют все возложенные на них задачи, проявляя при этом высокое чувство долга, профессионализм и мужество, являясь достойными наследниками своих предков.

Сергей Еременко,
начальник отдела Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false