Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Часовые неба Черного моря

Осенью 1915 года руководство Черноморского флота (ЧФ) приняло первичные меры по созданию воздушной обороны главного порта на Черном море – Севастополя. Ранее, в августе 1914 года, Севастопольская крепость официально получила статус крепости 1-го класса[1].

Решением (циркуляром) штаба командующего ЧФ (приказ от 1 декабря[2] 1914 года № 956) была создана специальная комиссия под председательством капитана 1 ранга В.З. Бурхановского[3], в задачи которой, в том числе, входила разработка предложений по усилению воздушной обороны крепости. Наибольшая опасность в тот период исходила от германских военных дирижаблей (цеппелинов), которые, по данным нашей разведки, предполагалось включить в состав германо-турецких военно-воздушных сил. Позднее, весной 1916 года, на территории Болгарии, союзника Германии, Австро-Венгрии и Турции по Четверному союзу, были введены в строй две германские воздушные базы в городах Варна (гидроавиация) и Ямбол (цеппелины), представлявшие собой реальную воздушную угрозу для основных мест базирования кораблей Черноморского флота, включая Севастополь[4].


Первый выпуск Севастопольской авиационной школы 1912 г.

Для защиты военных объектов города от летательных аппаратов противника в приказе войскам Севастопольского гарнизона и крепости Севастополь от 14 января 1915 года № 24[5] определялись специальные пулеметные и ракетные (сигнальные) команды, которые должны были действовать на случай объявления боевой тревоги.

Одним из первых официальных документов по развертыванию структуры воздушной обороны Севастополя и Черноморского флота в целом стал акт № 7 специальной комиссии, утвержденный командующим Морскими силами Черного моря адмиралом А.А. Эбергардом 22 ноября 1915 года. Для защиты важных объектов главного порта было предложено снять с батареи № 9 четыре 75-мм пушки системы Канэ и четыре аналогичные пушки – с Константиновской батареи. Снятые орудия предусматривалось приспособить «для стрельбы по воздушным целям, использовав для этого имеющиеся в [Севастопольском] порту запасные четыре станка из-под пушек Канэ, а для других четырех – разработать проект переделки их станков по соглашению порта и крепостной артиллерии»[6].


75-мм орудие системы Канэ, приспособленное для зенитной стрельбы.

Созданные, таким образом, 4-орудийные противоаэростатные батареи предполагалось разместить одну в районе Северного укрепления на основе так называемого «нагорного» редута, построенного еще в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 годов, другую – в районе батареи № 11. Орудия размещались на переделанных станках А.П. Меллера, расположенных на бетонных основаниях. Выбор указанной артиллерийской установки был не случаен, все остальные станки имели пружинный накатник, крайне неудобный для зенитной стрельбы. Орудия повернули на 180 градусов вокруг своей оси, в результате чего противооткатные устройства оказались над стволом. Нижние чины зенитной батареи были размещены в казарме редута, построенного к началу ХХ века для пехотных подразделений, защищавших сухопутный обвод крепости.

Также в интересах организации службы зенитных подразделений было предписано построить вблизи их позиций теплые бараки для размещения нижних чинов, включая две комнаты для командира батареи и дежурного офицера. Одновременно были приняты меры по налаживанию постоянной связи противоаэростатных батарей «с центральными станциями на батареи № 12 и № 14, а для корректирования стрельбы одной батареи с другой их связали самостоятельной телефонной линией»[7]. Для перевооружения 75-мм орудий на специальные зенитные пушки командование ЧФ вышло с ходатайством перед Главным артиллерийским управлением (ГАУ) о заказе восьми орудий указанного типа.

После единственного налета неприятельского армейского дирижабля типа «SL-10» на город 27 июля 1916 года[8] в Севастопольской крепости был создан Отдел воздушной борьбы в составе трех стационарных зенитных батарей: «Северной» (мыс Кордон), «Южной» (мыс Хрустальный) и «Сухарной» (Сухарная балка). Две батареи имели на вооружении 75-мм пушки Канэ, третья – 76,2-мм орудия образца 1900 года.


Германский морской дирижабль SL-10

Задачи воздушного прикрытия Севастопольского порта временно возлагались на Севастопольский крепостной авиаотряд под командованием штабс-капитана И.Я. Земитана. Пополнение отряда летчиками и нижними чинами осуществлялось из фондов Офицерской школы авиации Отдела Воздушного флота и Одесского военного округа[9]. Позднее Севастопольский крепостной авиаотряд был преобразован в 30-й корпусной авиаотряд и отправлен в распоряжение штаба 9-й армии Юго-Западного фронта[10].

9 января 1916 года исполняющий должность начальника Одесского военного окружного артиллерийского управления на театре военных действий генерал-лейтенант Н.И. Холодовский обратился в ГАУ с просьбой выслать в его распоряжение четыре противоаэростатных орудия[11]. Вскоре были приняты меры по развертыванию воздушной обороны самого Одесского военного округ. Особое внимание уделялось вопросам защиты Одессы и Николаева как наиболее важным военно-административным центрам.

Для зенитного прикрытия городов предполагалось использовать 76,2-мм полевые орудия образца 1900 и 1902 годов, установленные на специальных поворотных рамах системы генерала М.Ф. Розенберга[12]. Вскоре командование Юго-Западного фронта предоставило в распоряжение управления артиллерии округа 38 таких установок. Однако наибольшее признание получила противосамолетная установка конструкции поручика Б.Н. Иванова (командир 7-й отдельной легкой зенитной батареи) признанной одной из лучшей в русской армии[13].


Артиллерийское орудие обр. 1902 г. на противосамолетном станке,
конструкции поручика Б.Н. Иванова

Основы воздушной обороны указанных пунктов были разработаны специалистами Одесской авиационной школы. По их мнению, задействованные воздушные силы следовало разделить на авиацию дальнего и ближнего действия, в зависимости от зоны перехвата летательных аппаратов противника.

В марте – апреле 1916 года по распоряжению Ставки ВГК были сформированы два авиаотряда воздушной обороны: Одесский[14] (командир – штабс-капитан И.И. Массальский) и Николаевский[15] (командир – штабс-капитан П.А. Самойло), подчинявшиеся непосредственно нештатному начальнику воздушной обороны округа. В своей боевой работе авиаторы руководствовались специально изданной в 1916 году «Инструкцией для действий аэропланов при борьбе с воздушным противником», которая требовала установления «непрерывного дежурства в воздухе поочередно парой самолетов» в целях исключения появления над охраняемыми объектами воздушного противника.

Общее руководство воздушной обороной Одесского военного округа было временно возложено на генерала Н.И. Холодовского. По его распоряжению в округе была создана единая система воздушного наблюдения, оповещения и связи, структурно состоявшая из линий дальних и ближних постов. Дальняя линия охватывала приморскую полосу, включая Одесский и Херсонский районы, юг Бессарабии и государственную границу с Румынией по р. Прут, и обслуживалась пограничной стражей и морским ведомством. Ближнюю линию составили наблюдательные посты зенитной артиллерии, выдвинутые от обороняемых объектов на 10–15 километров. В случае крайней необходимости для решения задач воздушного наблюдения могла быть задействована авиация[16]. К осени 1917 года в составе округа имелось 60 наблюдательных пунктов, сведенных в роты наблюдателей и укомплектованных кадровыми офицерами и нижними чинами.

Вступление осенью 1916 года в войну Румынии на стороне Антанты и последующие неудачи ее армии привели к реальной угрозе возможного вторжения противника в Бессарабию и в южные районы Украины. Для исправления создавшегося положения в сентябре того же года была создана Добруджанская армия[17], а в декабре – образован Румынский фронт[18]. С целью нейтрализации временного превосходства противника в воздухе русская группа войск была спешно усилена авиационными подразделениями.

Для защиты главного города-порта Румынии – Констанцы в его район в полном составе был переброшен Николаевский авиаотряд, преобразованный в 36-й корпусной авиаотряд. При этом самолетный парк Одесского авиаотряда сократился до четырех машин. На фронт была отправлена и часть зенитной артиллерии округа, что значительно ослабило воздушную оборону Одессы. При этом Николаев вообще остался без какой-либо зенитной защиты. С захватом противником Констанцы и переноса боевых действий на север Румынии потребовало дальнейшего усиления воздушной обороны фронта. Так, в Дунайско-Прутскую группу войск были включены 1-я и 2-я Приморские зенитные батареи, сформированные по решению командующего Черноморским флотом на базе Очаковской крепостной артиллерии[19].

Для усиления противовоздушной защиты самого флота летом 1916 года по линии морского ведомства был организован заказ на изготовление 80 зенитных установок на станках А.П. Меллера с углом возвышения до 50 градусов. К началу 1917 года в составе флота имелось 20 75-мм противоаэростатных орудий.

В качестве зенитных средств также использовались переделанные пушки Гочкиса, а также 57-мм японские и 57-мм береговые Норденфельда. К 1 апреля 1917 года на Черноморском флоте имелось зенитных пушек: 57-мм японских – 9; 57-мм береговых Норденфельда – 16. Последние, приспособленные для ведения зенитной стрельбы были установлены на броненосце «Пантелеймон» – 2, крейсерах «Алмаз» – 2, «Память Меркурия» – 1, авиатранспорте «Николай I» – 2[20].


Авиационный транспорт Морских сил Черного моря «Император Николай I»

К концу 1916 года в распоряжение командования флота поступили еще 20 40-мм автоматических пушек Виккерса, из них по два орудия были установлены на линкоры «Евстафий», «Иоанн Златоуст», крейсер «Кагул» и др.[21]


40-мм автоматическая пушка системы Виккерса

Несмотря на наличие определенных сил и средств воздушной обороны, Севастопольский порт в течение всей войны оставался без какой-либо зенитной защиты[22]. В этой связи весной 1917 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.В. Колчак принял решение развернуть в полном объеме воздушную оборону Севастополя. В действие была введена специальная «Инструкция для отражения воздушного противника при налетах его на Севастополь», определившая новую структуру воздушной обороны главного военного порта[23]. Силы и средства обороны были представлены: крепостной зенитной артиллерией (9 батарей, 29 орудий) и 14 зенитными прожекторами. Основу авиационных сил воздушного прикрытия составили самолеты истребительного типа Севастопольской военной авиационной школы, а также дежурные гидроаэропланы воздушной станции, расположенной в Круглой бухте. Однако реально оценивая возможности морской авиации, в мае 1917 года Колчак сообщал командующему войсками Одесского военного округа (ОдВО), что «наши гидросамолеты по недостатку конструкции совершенно не годятся для боя с немецкими аппаратами»[24]. При необходимости воздушная оборона Севастополя могла быть усилена за счет судовой и дальнобойной артиллерии и воздушных средств сухопутной авиации. Для ведения воздушной разведки и оповещения были развернуты внешняя и внутренняя линии постов воздушного наблюдения. В состав внешней линии включались населенные пункты: Тарханкут, Симферополь и Ай-Петри (метеорологическая станция). Внутреннюю составляли – Евпатория, Бахчисарай и Айн[25]. Руководство постами осуществлял штаб наблюдений за побережьем Черного моря.

Общее руководство воздушной обороной Севастополя было возложено на «начальника воздушной борьбы», который согласовывал свои действия с оперативным отделом штаба командующего Черноморским флотом.

Последующие революционные события в стране и развал старой русской армии привели к ликвидации структуры воздушной обороны ОдВО и объектов Черноморского флота. Ее возрождение началось после окончания Гражданской войны в России.

Алексей Лашков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

_________________________________________

[1] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2003. Оп. 2. Д. 558. Л. 2.
[2] Все даты приводятся по новому стилю. – Прим. авт.
[3] РГВИА. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1. Л. 289.
[4] Спичак С. Первые болгарские ВВС // История авиации. 2002. № 4. С. 18.
[5] РГВИА. Ф. 13145. Оп. 1. Д. 5. Л. 24.
[6] РГВИА. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1. Л. 289.
[7] Там же.
[8] Спичак С. Первые болгарские ВВС. С. 18.
[9] РГВИА. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 141. Л. 18.
[10] Елиссев С.П. Развитие организационно-управленческих форм русской военной авиации (1910–1917 гг.) / Пособие для студентов, обучающихся на военной кафедре МГТУ ГА. Ч. 2. М., 1998. С. 13.
[11] РГВИА. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1. Л. 288.
[12] Поворотные рамы системы генерал-майора М.Ф. Розенберга позволяли установленным на них орудиям вести обстрел воздушных целей на высоте свыше 700 метров – Прим. авт.
[13] Зенитные установки системы Иванова стояли на вооружении в Красной армии до начала 1930-х годов – Прим. авт.
[14] Приказ по ОдВО на театре военных действий от 8 апреля 1916 г. № 349 – Прим. авт.
[15] Приказ по ОдВО на театре военных действий от 2 мая 1916 г. № 470 – Прим. авт.
[16] РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 647. Л. 175–185.
[17] Добруджанская     армия сформирована в сентябре 1916 г. в Румынии  в  целях  упорядочения  управления  союзными  войсками,  действовавшими  в  Добрудже,  и  прикрытия  низовий  Дуная. В  ее  состав  входили  47-й отдельный  армейский корпус, 3-я кавалерийская дивизия, сербская добровольческая дивизия и несколько румынских соединений. – Прим. авт. 
[18] Румынский фронт, оперативно-стратегическое объединение русской армии в период 1-й мировой войны на южном фланге русско-германского (Восточного) фронта. Образован 16 декабря 1916 года. В его состав вошли русские 4 А, 6 А, 9 А и румынские 1 А и 2 А. В июле 1917 г. была включена 8 А, в ноябре 1917 г. в его оперативное подчинение поступил Черноморский флот. – Прим. авт.
[19] РГВИА. Ф. 4149. Оп. 1. Д. 1. Л. 2–3.
[20] Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867–1922 гг. // Морская коллекция. 1997. № 2. С. 41.
[21] Там же. С. 40.
[22] Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 418. Оп. 1. Д. 2796. Л. 68, 86, 135, 157.
[23] Приказание командующего ЧФ от 22 мая 1917 г. № 137с.
[24] РГВИА. Ф. 1837. Оп. 1. Д. 441. Л. 12.
[25] Инструкция для отражения воздушного противника при налетах его на Севастополь (1917 г.). – Прим. авт.

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false