Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Трагедия линкора «Лефорт»


И.К. Айвазовский. Гибель «Лефорта»

84-пушечный линейный корабль «Лефорт» (назван в честь первого российского генерал-адмирала Франца Яковлевича Лефорта) Балтийского флота был заложен 18 ноября 1833 г. на «Новом Адмиралтействе» в Санкт-Петербурге полковником А.Е. Колодкиным и спущен на воду 28 июля 1835 г. Командиры: Д.П. Замыцкий (1835 — 1846), А.Р. Цебриков (1847 — 1848), С.И. Мофет (1854), A.M. Кишкин (1857).

Длина — 58,3 м, ширина — 15,6 м, глубина трюма — 6,3 м. Подводная часть обшита медными листами.
Вооружение корабля на 1848 г.: 4 медных 1-пудовых единорога (картаула), калибр — 195 мм; 32 36-фунтовые длинные пушки, 173 мм; 26 36-фунтовых коротких пушек, 173 мм; 24 36-фунтовые карронады, 172 мм; 4 12-фунтовые пушки; 6 8-фунтовых карронад. Всего 96 орудий (РГА ВМФ, ф. 283, оп.2, д. 5617, л.88).

В 1836 — 1838, 1840, 1841, 1843 и 1846 гг. в составе эскадр находился в практических плаваниях в Балтийском море и Финском заливе. 3 июля 1836 г. на Кронштадтском рейде принимал участие в церемонии встречи Балтийским флотом ботика Петра I. В 1844 и 1847 гг. в составе эскадр ходил в практические плавания в Северное море. В 1847 г. прошел капитальный ремонт.
 
Участвовал в экспедиции Балтийского флота в датские воды в 1848 — 1850 гг. 13 мая 1848 г. в составе 3-й дивизии контр-адмирала И.П. Епанчина вышел из Кронштадта к датским берегам. 25 мая прибыл к о-ву Мэн и до 22 августа крейсировал с дивизией в районе островов Мэн, Рюген и Борнгольм. 1 сентября с дивизией вернулся в Кронштадт. В 1851 — 1852 гг. тимберовался (замена сгнивших частей набора и обшивки) в доке Петра Великого.

Во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. оборонял Кронштадт: в мае-июне 1854 г. стоял в готовности на Малом Кронштадтском рейде против внешней стенки Кронштадтской гавани на случай прорыва неприятельского флота, но в боевых действиях участия не принимал. В 1855 г. находился в Кронштадте. В 1856 и 1857 гг. перевозил войска и грузы между Кронштадтом и Ревелем.


Неизвестный художник. Корабль «Лефорт»

9 сентября 1857 г. «Лефорт» (командир капитан 1 ранга А.М. Кишкин) в составе эскадры (еще два 84-пушечных корабля «Владимир» и «Императрица Александра») под флагом контр-адмирала Б.Д. Нордмана вышел из Ревеля (ныне - Таллинн) в Кронштадт для перевозки войск, семей и имущества.
 
Около 20 час 30 мин из-за усиления ветра, пройдя створы Гогландских маяков, все корабли взяли рифы и стали удерживаться на месте. На переходе корабли попали в шквалистый ветер со снегом, часто менявший направление. В 5,5 милях от острова Большой Тютерс во время поворота фордевинд сильный шквал повалил «Лефорт» на левый борт. Через несколько секунд он опрокинулся и затонул со всем экипажем на глубине 64 м. Погибли все бывшие на нём 14 офицеров, 743 матроса, 64 женщины (по другим сведениям, 53 женщины), а также 17 детей.

Сразу после катастрофы оставшиеся 2 корабля встали на якоря. Спустя 53 часа пароходофрегаты «Грозящий» и «Смелый» отбуксировали их в Кронштадт.

Гибель «Лефорта» — самая тяжёлая катастрофа в Российском флоте на 1857 г., которая вызвала оживленную полемику. Комиссия, назначенная для расследования, высказала следующие причины гибели: в 1856 г. «Лефорт» сделал два рейса с грузом леса и муки по маршруту Ревель — Свеаборг. Возможно, при этом был расшатан корпус, орудийные порты (их ставни) пропускали воду. Возможно, вода проникла в трюм через щели в досках обшивки, возможно, перестал корабль слушаться руля (оторвало), и шторм способствовал быстрому затоплению корабля.

Существует также мнение, что корабль был неправильно загружен (мало балласта в трюме и мало водяных бочек «большой» и «малой» руки, или пустых много было). По опыту, корабли этого удачного проекта — 84-пушечного ранга (водоизмещением 3500 — 4000 т) — с успехом выдерживали очень сильные шторма, как на Балтике, так и на Чёрном море.

Между тем, удалось установить, что уже после гибели «Лефорта» и окончания расследования аналогичный 84-пушечный корабль «Орёл» с винтовым движителем едва не опрокинулся вблизи Ревеля, но был спасён благодаря искусству своего командира. Выяснилось, что в трюме не было достаточно балласта, чтобы корабль не опрокидывался под давлением ветра на паруса.

После добавления балласта «Орёл» плавал без замечаний. Видимо, что более старый и ветхий «Лефорт» опрокинулся из-за неправильной загрузки трюмов, которая не обеспечила ему достаточной остойчивости.

Материал подготовлен Научно-исследовательским
институтом (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false