Для корректной и безопасной работы сайта Минобороны России и его сервисов используйте браузеры с поддержкой российских сертификатов или установите корневой сертификат Минцифры России
Карта сайта RSS Youtube Rutube VKontakte Odnoklassniki Telegram
Главная < Энциклопедия < Словари < Подробнее

Сдерживание стратегическое

Согласованная система мер несилового и силового характера, предпринимаемых последовательно или одновременно одной стороной (субъектом, коалицией сторон) в отношении другой стороны (объекта, коалиции сторон) с целью удержания последней (последнего, последней) от каких-либо силовых действий, наносящих или могущих нанести ущерб стратегического масштаба первой (первому, первой). К числу таких силовых действий относятся: силовое давление или стремление к силовому давлению объекта на субъект, агрессия объекта или её подготовка в отношении субъекта, эскалация объектом военного конфликта. Осуществление С.с. основывается, как правило, на принципе «недопущения победы». При определённых условиях С.с. может основываться на принципе «обесценивания победы». С.с. направлено на стаби-лизацию военно-политической обстановки. В качестве объектов воздействия в ходе осуществления С.с. могут выступать военно-политическое руководство и общественность государства (коалиции государств) потенциального противника (агрессора).

В отличие от мер сдерживания военно-политического, предпринимаемых государством (коалицией государств) для предотвращения агрессии, угрозы мирному развитию или жизненно важным интересам, меры С.с. предпринимаются субъектом постоянно, как в мирное, так и в военное время, и не только для предотвращения каких-либо силовых действий, наносящих или могущих нанести ущерб стратегического масштаба субъекту, но и для удержания объекта в определённых рамках, а также для деэскалации воен-ного конфликта.

К мерам несилового характера относятся: политические, дипломатические, правовые, экономические, идеологические, научно-технические и другие. Они проводятся постоянно федеральными органами исполнительной власти РФ в тесном взаимодействии с международными организациями, усиливаются на этапе зарождения, развития и в ходе разрешения различных конфликтов (военных, боевых действий – вплоть до массированного применения ядерного и других видов оружия массового поражения в крупномасштабной войне). Эти меры осуществляются с целью достижения успеха субъекта при ведении (обеспечении) переговоров с субъектом по дипломатическим каналам; выполнении мероприятий по укреплению межгосударственных связей; выходе из международных договорных обязательств или их разрыве и др.

К мерам силового характера относятся: разведывательно-информационные действия; демонстрация военного присутствия и военной силы; действия по обеспечению безопасности экономической деятельности государства; миротворческие действия; действия по ПВО, охране и защите государственной границы в воздушном пространстве, на суше и на море; военное присутствие; демонстрационный перевод войск (сил) с мирного на военное время (приведение их в высшие степени боевой готовности); существенное наращивание (развертывание) группировок войск (сил); демонстрационная подготовка выделенных сил и средств (в том числе оснащенных ядерным оружием) для нанесения ударов; нанесение или угроза нанесения одиночных ударов (в том числе ядерных) и др. Они осуществляются Вооружёнными Силами РФ и другими войсками на всех этапах подготовки и ведения военных действий: в мирное время – в целях предотвращения угроз и недопущения агрессии; в военное – в целях предотвращения (недопущения) эскалации, или деэскалации, или скорейшего прекращения военного конфликта на выгодных для России условиях, вплоть до массированного применения ядерного и других видов оружия массового поражения в крупномасштабной войне.

В мирное время С.с. осуществляется в интересах предотвращения угроз и недопущения агрессии (каких-либо наносящих ущерб стратегического масштаба действий) в отношении субъекта, в военное – в интересах предотвращения (недопущения, прекращения) эскалации (или в интересах деэскалации) военного конфликта или в интересах его как можно более раннего прекращения на выгодных для субъекта условиях.

В нынешних условиях и на ближнесрочную перспективу Россия вынуждена при принятии мер силового характера С.с. опираться в основном на ядерные силы в целом и на РВСН как их важнейшей составной части – в частности.

В условиях зарождения, развития и разрешения межгосударственных (межкоалиционных, одно- и многосторонних) конфликтов различного характера С.с. осуществляется, как правило, сочетанием несиловых и силовых мер в разных сферах деятельности государства: политической, экономической, правовой, дипломатической, идеологической, военной и др., а в условиях военного конфликта – с опорой (превалированием) на военную силу, с обязательным соблюдением двух основных принципов: адекватности реакции и непровоцирования угроз или агрессии.

С.с. осуществляется по замыслу и под управлением высшего военно-политического руководства государства (непосредственным руководством Верховного главного командования) как в мирное, так и в во-енное время.


Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false