Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte
Главная  < Энциклопедия  < История ведомства  < Ведущая военная школа России

Ведущая военная школа России



Начальники Академии Генерального штаба

Выдающиеся ученые Академии Генерального штаба

На необходимость создания в России научного и учебного заведения — Военной академии впервые обратил внимание в начале 1750-х годов генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Однако тогда его предложение не было реализовано. После Отечественной войны 1812 г. и последовавших за ней Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. эта проблема вновь встала на повестку дня.

С созданием постоянных войсковых формирований — дивизий и корпусов, включавших в свой состав все рода войск и способных самостоятельно решать различные тактические задачи, введением штатов мирного и военного времени усложнилась и организационно-штатная структура войск. Стало очевидным, что значительно возросшая роль штабной службы требует специально подготовленных офицеров.

В 1830 г. состоявший на русской службе в Свите Его Императорского Величества (Е.И.В.) военный теоретик и историк А.А. Жомини теоретически обосновал идею создания соответствующего научно-учебного заведения и разработал проект его устава.



Проект положения о Военной академии и рапорт барона А. Жомини
  на имя императора Николая I

Согласно Уставу академия создавалась в Санкт-Петербурге при Главном штабе Его Императорского Величества для образования офицеров к службе Генерального штаба и «распространения военных познаний».

Торжественное открытие Императорской военной академии в 1832 г. было приурочено к дню ордена Святого Георгия Победоносца — 26 ноября (8 декабря) (в последующем этот день стал годовым праздником академии) и проходило в форме важного государственного акта с присутствием императора, наследника престола, большой группы высших военных и гражданских чинов России, а также иностранных представителей.

История академии объективно делится на три периода: 1832–1922 гг. (академия в период Российской империи и революционных потрясений); 1918–1992 гг. (академия в советское время); с 1992 г. по настоящее время (Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации). При этом на протяжении 180 лет, несмотря на различные исторические повороты, в академии сохранялась связь времен, преемственность в принципах и методах подготовки военных кадров, в организации учебной и научной работы. При всех государственных и военных преобразованиях Академия Генерального штаба сохраняла свое лицо, занимая ведущее место в системе высшего военного образования страны.

Академия в период Российской империи и революционных потрясений

Становление академии проходило под руководством ее первого директора генерала от артиллерии И.О. Сухозанета, который находился на этой должности более 20 лет. Уже на следующий день после открытия академии 27 офицеров, выдержавших вступительные экзамены, приступили к занятиям под руководством подобранных к тому времени преподавателей. Были образованы две кафедры: первая — тактики, вторая — военной истории и стратегии. Ведущей учебной дисциплиной считалась тактика, стратегия же преподавалась на втором курсе в совокупности с историей войн и военной литературой. Из числа первых преподавателей выросли такие известные военные теоретики, как Н.В. Медем, П.Я. Языков, Ф.И. Горемыкин и др.

Первоначально были сложности с набором слушателей, вызванные непривлекательностью для офицеров штабной службы по сравнению с командно-строевой. На протяжении первых двух десятилетий число слушателей порой было значительно ниже установленного штата. При этом на вступительных экзаменах к общеобразовательной подготовке абитуриентов предъявлялись высокие требования, однако их предшествующая военная служба в расчет практически не принималась. Характерен пример с Д.А. Милютиным — будущим военным министром, который был принят в академию в 1834 г., имея стаж военной службы всего один год, и окончил ее в возрасте 20 лет.


Указ Правительствующему Сенату о преобразовании Военной академии в Николаевскую военную академию Генерального штаба в 1855 г.

Годы, когда военным министром являлся бывший выпускник, а затем и профессор академии Д.А. Милютин (1861–1881 гг.), а начальником академии генерал-лейтенант А.Н. Леонтьев (1862–1878 гг.) стали периодом ее наивысшего расцвета.

В это время усилилось внимание к службе Генерального штаба, в том числе и к самой академии. Она стала признанным военно-научным центром России. С выпускниками академии этого времени во многом связаны победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., присоединение Средней Азии, освоение просторов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

С дальнейшим развитием и увеличением числа слушателей (в 1892 г. обучалось уже 300 чел.) задачи академии были скорректированы. Принятое в 1893 г. новое Положение об академии подчеркнуло две ее основные задачи: распространение высшего образования в армии и подготовка офицеров к службе Генерального штаба, причем первая задача по замыслу становилась приоритетной. Но уже в 1898 г. был поставлен вопрос о переориентации академии преимущественно на подготовку выпускников к практической службе в системе Генштаба.


Здание Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге

Новое Положение об академии, принятое в 1909 г., подтвердило и расширило ее прежние задачи: во-первых, давать офицерам высшее военное образование; во-вторых, комплектовать выпускниками, окончившими академию по первому разряду, корпус офицеров Генерального штаба; в-третьих, развивать военную науку и распространять военные знания в армии. Из названия академии исчезает упоминание о ее принадлежности к Генеральному штабу. В 1909–1910 гг. она именуется Николаевской военной академией, в 1910–1917 гг. — Императорской Николаевской военной академией. Однако в массовом сознании она оставалась академией Генерального штаба, а подготовка офицеров службы Генерального штаба являлась одной из важнейших ее функций и престижной военной специальностью. Каждый слушатель академии стремился пройти ее трехгодичный курс, чтобы получить не только высшую общевойсковую специальность, но и дополнительную генштабовскую подготовку, открывавшую широкие перспективы служебного роста. Академия получила большое признание в армии. Перед Первой мировой войной сотни офицеров подавали рапорта для поступления в академию. Высокий профессионализм ее выпускников проявился накануне войны в качественной отработке мобилизационного плана и в успешном в целом проведении мобилизации 1914 г.

С началом Первой мировой войны деятельность академии прекратилась, а слушатели и преподаватели были откомандированы в войска и военные учреждения. Однако через два года воюющая армия ощутила большую нехватку офицеров службы Генерального штаба (50% ключевых штабных должностей в полевых штабах действующей армии было замещено офицерами Генштаба), и в 1916 г. в академии открылись курсы по их ускоренной подготовке. До июня 1917 г. состоялось два выпуска этих курсов (всего 270 офицеров), которые были распределены непосредственно в штабы частей и соединений действующей армии.


Памятник погибшим питомцам Николаевской академии Генерального штаба

За императорский период функционирования академии в ней прошли обучение 4532 офицера русской армии, которые участвовали в организации подготовки войск и управлении боевыми действиями в войнах Российской империи второй половины XIX — начала XX вв. Ряд из них занимал важные государственные посты. В её стенах за это время сложилась стройная система подготовки военных кадров высшей квалификации. Именно в этот период она стала военно-учебным и военно-научным центром страны, не уступающим, а по некоторым показателям превосходящим подобные иностранные учреждения. Академия явилась средоточием отечественной военной мысли, где трудились ее лучшие представители, в их числе Н.В. Медем, Д.А. Милютин, Л.И. Зедделер, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, Н.Н. Сухотин, Н.П. Михневич, Н.Н. Головин и др. Многие из них составили затем основу преподавательских и научных кадров академии в советское время, сохранив тем самым преемственность ее лучших традиций и богатейшего опыта.

После Февральской революции Временное правительство убрало из названия академии слово «Императорская», сохранив именование «Николаевская». Революционные потрясения 1917 г. раскололи российское государство и общество со всеми их структурами на две противоборствующие стороны. При этом каждая из них создала собственные вооружённые силы с соответствующими органами управления и иными учреждениями. И руководство Советской России, и лидеры Белого движения посчитали важным и необходимым сохранить в составе своих армий такую структуру, как академия Генерального штаба. Документы со всей очевидностью свидетельствуют о функционировании с 1918 по 1922 г. на территории России одновременно двух академий Генерального штаба.

В марте — мае 1918 г. реорганизованная по указанию В.И. Ленина Николаевская военная академия из-за угрозы Петрограду была эвакуирована в Екатеринбург, затем в Казань, где основная часть ее слушателей и преподавателей перешла на сторону белых.


Екатеринбург. Здание епархиального училища, где в 1918 г. размещалась Академия Генерального штаба

Под разными названиями эта академия действовала в Томске, Омске и в 1922 г. закончила существование в районе Владивостока на острове Русском. Весной 1923 г. часть преподавателей, библиотека, типография и имущество академии были реэвакуированы в Москву в новую, уже советскую академию.


Казань. Здание, в котором размещалась в 1918 г. Академия Генерального штаба

Академия в советское время

После победы Октябрьской революции молодое Советское государство вело ожесточенную борьбу за сохранение советской власти. Ощущалась острая нехватка подготовленных командных кадров, сказывалось отсутствие опыта военного строительства. 7 октября 1918 г. Реввоенсовет (РВС) издал приказ о формировании Академии Генерального штаба Красной Армии. Основной задачей академии являлась подготовка специалистов с высшим военным и специальным образованием для службы на штабных и командных должностях, которые должны были получить при этом также широкое общее образование. Начальником академии был назначен выпускник Николаевской академии Генерального штаба, опытный военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн генерал-лейтенант А.К. Климович.

Торжественное открытие советской академии Генерального штаба состоялось в тот же день, что и в 1832 г. — 8 декабря, но теперь уже в 1918 г. На открытии присутствовали председатель ВЦИК Я.М. Свердлов, председатель РВС Республики, нарком по военным и морским делам Л.Д. Троцкий, представители партийных и советских органов, Московского военного округа.

Но выполнить намеченные планы оказалось непросто. В связи с острой нехваткой командных кадров в Красной Армии в феврале 1919 г., параллельно основному открылся ускоренный курс, выпускники которого отправились сразу на фронты Гражданской войны. В июле 1919 г. убыл на фронт и начальник академии А.К. Климович.

В августе 1919 г. начальником академии был назначен бывший генерал-лейтенант А.Е. Снесарев, ученый-востоковед, выпускник академии Генерального штаба 1899 г., являвшийся в годы Первой мировой войны начальником штаба и командиром в частях и соединениях, внесший большой вклад в создание Красной Армии во время Гражданской войны.

Если в период А.К. Климовича закладывались организационные основы, то А.Е. Снесарев обеспечил становление академии как учебного и научного заведения в сложнейших условиях Гражданской войны. Уже с осени 1919 г. краткосрочное курсовое обучение слушателей было заменено на систему трехгодичной фундаментальной академической подготовки. Для завершения обучения в академию возвращена значительная часть слушателей, ранее отозванных в действующую армию.

5 августа 1921 г. Академия Генерального штаба РККА приказом Реввоенсовета Республики переименована в Военную академию РККА, начальником которой назначался командующий войсками Западного фронта М.Н. Тухачевский. Это не было простой сменой названий: существенно изменились задача и программа обучения, состав слушателей. Академия РККА в основном стала готовить кадры тактического звена управления. Оперативно-стратегический уровень и генштабовская направленность сохранились только на созданных при академии Высших военно-академических курсах старшего командного состава (ВВАК) с 9-месячным сроком обучения.

Большое влияние на развитие ВВАК оказал М.В. Фрунзе, являвшийся в 1924–1925 гг. начальником Военной академии РККА. Программа подготовки слушателей ВВАК была сориентирована на решение конкретных задач, вставших на этапе проводимой военной реформы, повышен удельный вес практических занятий.

В 1931 г. в целях дальнейшего повышения оперативной подготовки старшего и высшего командного состава вместо курсов (КУВНАС) создается оперативный факультет с одногодичным сроком обучения. Его выпускники предназначались для комплектования оперативных органов корпусов, армий, фронтов и собственно Штаба РККА. Однако к 1936 г. его возможности перестали удовлетворять возросшим потребностям армии в кадрах соответствующей квалификации, в связи с чем было принято решение о формировании Академии Генерального штаба РККА.


Приказ наркома обороны о формировании Академии Генерального штаба РККА в 1936 г.

1 ноября 1936 г. состоялось торжественное открытие академии — фактически третье ее открытие (хотя ни одного нормативного акта о ее закрытии не издавалось). В академии были сформированы два факультета: основной и военно-исторический. Кроме того, впервые в истории Академии Генерального штаба начиналось обучение военно-морских кадров, для чего создавалось военно-морское отделение.

С 1936 по 1941 г. в академии, несмотря на все сложности, состоялось пять выпусков, которые дали Вооруженным Силам более 800 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена управления. Учеными академии было разработано и издано свыше 100 трудов, учебников и пособий. С 3 февраля 1941 г. академия стала именоваться Военной академией Генерального штаба РККА им. К.Е. Ворошилова.

Великая Отечественная война стала испытанием на прочность всего советского народа и его Вооруженных Сил. С началом войны все слушатели и более 60% преподавателей академии были направлены в действующую армию, в центральные управления Наркомата обороны и аппарат Генерального штаба. В ноябре 1941 г. академия эвакуировалась в Уфу, где находилась до ноября 1942 г. в здании Уфимского авиационного техникума на ул. М.В. Фрунзе в доме 32. Ее деятельность сосредоточилась на подготовке по 6-месячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня. Одновременно шло изучение и обобщение опыта операций Великой Отечественной войны с внедрением его в учебный процесс и военно-научную работу.

Изменение направленности деятельности академии в сторону подготовки кадров высшего звена управления нашло отражение в ее новом (с 9 апреля 1942 г.) названии — Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова, а также в последовавшей за этим перестройке ее структуры. Академия возвратилась в Москву и разместилась на ул. Кропоткинской в доме 19. Были созданы новые кафедры родов войск, учебный полигон, оснащённый всеми видами боевой техники и оружия. С декабря 1944 г. академия стала готовить руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. Академия внесла достойный вклад в достижение Победы над фашистской Германией. В годы войны в ее стенах прошли обучение и переподготовку более 2 тыс. офицеров и генералов Красной Армии. Более 500 выпускников академии в годы войны занимали высокие командные и штабные должности. Из них 82 выпускника командовали корпусами, 314 — служили в должностях командующих и начальников штабов объединений и соединений. В горниле ожесточенных сражений с германскими захватчиками выковался и закалился их организаторский талант, расширился военный кругозор. На всех постах они демонстрировали высокое воинское мастерство, проявляли мужество и героизм. За верность Родине и безупречное выполнение воинского долга все выпускники академии были удостоены высоких правительственных наград: 347 бывших слушателей академии за успешное руководство соединениями и объединениями в сложных условиях боевой обстановки, в борьбе с сильным, коварным и опытным врагом получили благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего. Все это свидетельствовало о политической зрелости и высоком профессиональном мастерстве генералов и офицеров — выпускников Академии Генерального штаба, о значительном вкладе академии в целом в дело разгрома нацистской Германии. Достойной оценкой ратного труда академии в годы войны стало ее награждение в 1945 г. орденом Суворова 1-й степени.

Основной задачей в первые послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Армия и флот в этот период оснащались новыми образцами автоматического оружия, более совершенными танками, орудиями, минометами и другими видами вооружения и боевой техники.

Академия включилась в решение новых задач, вставших перед Советскими Вооруженными Силами. С октября 1945 г. она перешла на двухгодичный срок обучения. Создана новая структура академии, которая первоначально включала два основных курса и Высшие академические курсы (ВАК). В 1946 г. открыт авиационный, а в 1949 г. — военно-морской и военно-исторический факультеты. Изменились функциональные задачи академии. Если в годы Великой Отечественной войны она готовила кадры для работы преимущественно в высшем тактическом звене, то теперь перешла на подготовку кадров оперативно-стратегического звена управления (от корпуса и выше). Центр тяжести в учебной программе переместился с тактических дисциплин на изучение оперативного искусства и стратегии. Изменился и состав слушателей. 20 марта 1946 г. академия переехала в здание на Донском проезде, дом 7.

В середине 1950-х годов СССР предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, затем в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение вооруженных сил, был объявлен мораторий на проведение ядерных испытаний. В 1958 г. академия вновь была переименована в Военную академию Генерального штаба ВС СССР. В условиях проводимых мер по сокращению численности Вооруженных Сил постановлением Совета Министров СССР № 317 от 17 марта 1960 г. академия преобразовывалась в оперативный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе с 50-процентным сокращением личного состава.

Однако разорвать порочный круг гонки вооружений в 1950-е годы так и не удалось. Вооруженные Силы СССР вступили в этап коренной реорганизации и технического переоснащения на базе ракетно-ядерного оружия. Решение об упразднении академии было отменено, Военная академия Генерального штаба сохранена в качестве самостоятельного высшего военно-учебного заведения оперативно-стратегического уровня. В 1959–1961 гг. осуществлен переход к обучению военных кадров всех видов Вооруженных Сил по единым программам, в связи с чем все созданные во второй половине 1940-х годов факультеты были расформированы.

Академия успешно справлялась со своими задачами по подготовке военных кадров оперативно-стратегического звена для Советских Вооруженных Сил и стран — членов Варшавского Договора.

Середина 1980-х годов стала поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Академия вместе со всей страной переживала непростые времена, пытаясь сохранить учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, основы и традиции, продолжить подготовку военных кадров, прилагая усилия для обеспечения устойчивости и боеспособности Вооруженных Сил, недопущения их развала. В научной и учебной работе главное внимание было сосредоточено на решении проблем оперативного искусства, вызванных резким сокращением боевого состава группировок войск и объединений.

В 1988 г. академия переехала в новое здание на проспект Вернадского, д. 100.

Заслуги академии в подготовке высококлассных специалистов для Вооруженных Сил Советского Союза и стран — членов Варшавского Договора, в развитии науки в послевоенные годы были отмечены высокими государственными наградами — орденами Ленина (1968 г.) и Красного Знамени (1986 г.).

В послевоенные годы многие фронтовики свой богатый боевой опыт передавали следующим поколениям слушателей академии. Поэтому не случайно руководство академией доверялось именно бывшим выпускникам и участникам Великой Отечественной войны. В числе таковых были: Маршалы Советского Союза И.Х. Баграмян, М.В. Захаров, генералы армии В.В. Курасов, Г.К. Маландин, В.Д. Иванов, С.П. Иванов, И.Е. Шавров, М.М. Козлов, Г.И. Салманов. Каждый из них внес свой вклад в подготовку высшего командного состава армии и флота страны.

Предмет законной гордости коллектива академии составляет и то, что Генеральный штаб, важным подразделением которого она является, возглавляли и возглавляют ее бывшие питомцы. В разные годы в советский период им руководили известные военачальники — генерал армии С.М. Штеменко, Маршалы Советского Союза В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, В.Г. Куликов, Н.В. Огарков, С.Ф. Ахромеев, генералы армии М.А. Моисеев, В.Н. Лобов, В.Н. Самсонов, а в российский период — В.П. Дубынин, М.П. Колесников, А.В. Квашнин, Ю.Н. Балуевский, Н.Е.Макаров.

Еще более почетно для академии, что многие ее бывшие выпускники в разные периоды возглавляли Министерство обороны: Маршал Советского Союза А.А. Гречко (апрель 1967 г. — апрель 1976 г.); Маршал Советского Союза С.Л. Соколов (декабрь 1984 г. — май 1987 г.); Маршал Советского Союза Д.Т. Язов (май 1987 г. — август 1991 г.); маршал авиации Е.И. Шапошников (август — декабрь 1991 г., затем по июнь 1993 г. — главнокомандующий Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств); генерал армии П.С. Грачев (май 1992 г. — июнь 1996 г.); генерал армии И.Н. Родионов (июль 1996 г. — май 1997 г.); Маршал Российской Федерации И.Д. Сергеев (май 1997 г. — март 2001 г.).

В целом, в советский период в стенах академии получили оперативно-стратегическую подготовку офицеры и генералы, которые стали выдающимися полководцами и сыграли решающую роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны, высокопрофессионально выполняли задачи в локальных войнах и вооруженных конфликтах, внесли неоценимый вклад в развитие стратегии и оперативного искусства, активно участвовали в строительстве видов Вооруженных Сил СССР и родов войск.

Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

После распада СССР Академия сохранила за собой статус ведущего высшего военно-учебного заведения и научного учреждения Российской Федерации. Усилиями ее научно-педагогического состава продолжалась подготовка квалифицированных военных кадров для Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, а также для армий ряда иностранных государств. Не оставалась на месте и отечественная военная наука. С участием ученых Академии разрабатывалась современная военная доктрина Российской Федерации, новые уставные и другие документы, регламентирующие деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время, вопросы обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, миротворчества и т.п.

Наиболее весомый вклад в многостороннюю деятельность Академии в течение последнего 20-летия внесли ее начальники генерал армии И.Н. Родионов (1989–1996 гг.), генерал-полковник В.С. Третьяков (1996–1999 гг.); генерал-полковник В.С. Чечеватов (1999–2005 гг.); генерал армии И.И. Ефремов (2005–2007 гг.); генерал армии А.В. Белоусов (2007–2009 гг.), генерал армии В.Н. Яковлев (2009–2012), с мая 2012 г. во главе Академии стоит генерал-лейтенант А.В. Третьяк. Под их руководством личный состав Военной ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова 1-й степени академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ сумел сохранить основной научный потенциал и славные традиции своих предшественников.

Многие выпускники основного факультета и факультета переподготовки и повышения квалификации занимали и продолжают занимать ответственные должности на государственной службе, в Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил, в других силовых министерствах и ведомствах Российской Федерации.

Среди обучавшихся в Академии в разные годы — более 600 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 52 — удостоенных этого звания дважды и 2 — трижды.

С 2009 г. и по настоящее время Академия находится в стадии коренных преобразований, связанных с очередным реформированием Вооруженных Сил РФ и приведением их к новому облику. Тем не менее, она сохраняет за собой статус ведущего военно-учебного заведения и военно-научного центра страны. Она представляет собой сложный и отлаженный механизм подготовки военных кадров высшей квалификации оперативно-стратегического профиля для Вооруженных Сил, других силовых министерств и ведомств РФ, гражданских специалистов — ответственных должностных лиц исполнительной власти в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также иностранных военнослужащих. Академия продолжает оставаться головной научно-исследовательской организацией оперативно-стратегического профиля в Министерстве обороны Российской Федерации.

Структурно Военная академия Генерального штаба состоит из трех факультетов, где обучаются офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных государств, а также ведут переподготовку представители различных министерств и ведомств страны, занимающихся проблемами обороны и безопасности государства. Однако количество кафедр в ней значительно сократилось. В настоящее время образовательный процесс в Академии организуют и проводят три кафедры: государственного управления и национальной безопасности, военного искусства и информационной безопасности. Усилиями профессорско-преподавательского состава этих кафедр проводятся занятия по следующим учебным дисциплинам: государственное и муниципальное управление, мировая и национальная экономика, национальная безопасность; стратегия, оперативное искусство, всестороннее обеспечение военных действий; информационная безопасность.

В июне 2010 г. в состав Академии вошли Научно-исследовательский институт военной истории и Институт стратегических исследований. Институт военной истории сохранил роль головного научно-исследовательского учреждения страны в области военной истории. Его научная деятельность подчинена решению практических задач военного строительства, обучения и воспитания военнослужащих, патриотического воспитания российских граждан, противодействия фальсификациям и искажениям отечественной военной истории. Наряду с разработкой фундаментальных научных трудов (включая энциклопедические издания), учебников и учебных пособий, материалов аналитического и справочного характера, Институт активно участвует в научном обеспечении учебного процесса Академии.

Институт стратегических исследований является ведущей научно-исследовательской организацией в области строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. При его участии разрабатываются важнейшие для обороны страны доктринальные, концептуальные и основополагающие уставные документы. Во взаимодействии с кафедрами Академии разработаны и направлены в органы военного управления, войска (силы) для апробации на мероприятиях оперативной подготовки уставные документы по вопросам подготовки и ведения военных действий объединениями и группировками войск (сил) Вооруженных Сил РФ, осуществлено согласование уставных документов тактического звена управления. Включение в состав Академии этих учреждений значительно повысило научный потенциал Академии и обогатило образовательный процесс.

С 1 сентября 2011 г. Академия в соответствии с приказом Министра обороны РФ перешла к подготовке офицеров высшего звена управления по программам дополнительного профессионального образования. Кроме того, одним из важнейших принципов образования в настоящее время считается непрерывная подготовка офицеров. В соответствии с этим значительно повысилась роль факультета переподготовки и повышения квалификации, главная задача которого в настоящее время состоит в обеспечении высокого уровня плановой переподготовки офицеров высшего звена управления Вооружённых Сил и других войск РФ на краткосрочных курсах перед назначением их на вышестоящие должности.

В функции Академии вместе с тем входят координация и сопровождение во всех военно-учебных заведениях Министерства обороны учебных программ, связанных с практическими проблемами подготовки страны к возможной войне, обучением слушателей искусству ее ведения, изучением военного дела в системе теории и практики обеспечения национальной и международной военной безопасности.

В настоящее время коллектив Академии находится в постоянном творческом поиске путей совершенствования образовательного процесса и научной работы. Для этого мы располагаем высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами. В Академии плодотворно трудятся 47 докторов и 158 кандидатов наук, 162 человека имеют ученые звания. В Академии продолжает осуществляться подготовка научных и научно-педагогических кадров по 7 научным специальностям в адъюнктуре, докторантуре и путём соискательства, действуют 5 диссертационных советов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Занятия со слушателями проводятся в компьютерных классах и оборудованных новейшей техникой аудиториях. Практические навыки слушатели совершенствуют в ходе командно-штабных деловых игр, которые проводятся в Центре военных игр.

В интересах укрепления духовного и физического потенциала постоянного и переменного состава Академия располагает необходимой базой. На ее территории разместились Петровский зал торжественных построений, вместительный концертный зал, музей Академии, Храм-памятник Архистратига Михаила, современная академическая библиотека, в фондах которой хранится около 300 тыс. книг, прекрасный универсальный спортивный зал, плавательный бассейн, а также другие объекты для занятий физической подготовкой и спортом.

Современная Военная академия Генерального штаба ВС РФ является центром организации межведомственных и межвузовских научных дискуссий по важнейшим вопросам военной науки, организации учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем, она стала центром международного сотрудничества в области военного образования. На ее базе постоянно проводятся научные и научно-практические конференции не только в масштабах Вооруженных Сил страны, но и выходя далеко за их рамки.

История России свидетельствует, что если Генштаб являлся мозгом армии, то Академия — питательной средой этого мозга. Таким образом, можно четко проследить цепочку: страна — армия — Генштаб — Академия. Все взлеты и падения страны, так или иначе, отражались на Академии, а многие ее взлеты и падения непосредственно влияли на историю страны.

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом
(военной истории) Военной академии Генерального штаба


ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false