Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Крузенштерн Иван Федорович

КРУЗЕНШТЕРН Иван Федорович [8(19).11.1770 г., мыза Хагуди в Ревельской губ. – 12(24).8.1846 г., имение Асс, близ Ревеля], русский мореплаватель, адмирал (1841). Особое место среди видных деятелей российского флота занимает адмирал Иван Федорович Крузенштерн, открывший новую эпоху в истории отечественного мореплавания – эпоху русских кругосветных путешествий, которые в XIX веке выдвинули Россию на первое место в научном освоении Мирового океана. Будущий мореплаватель родился в остзейской дворянской семье; потомка обрусевшего дворянского рода Крузенштернов. Его отец – судья Иоганн Фридрих фон Крузенштерн, мать – Христина Фредерика, урожденная фон Толь. При рождении мальчик был назван Адамом Иоганном фон Крузенштерном (нем. Adam Johann von Krusenstern). Он стал седьмым, самым младшим ребенком в семье. До 12 лет воспитывался дома, затем вместе со старшим братом три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле, а в 1785 году был определен на обучение в Морской кадетский корпус в Кронштадте. С согласия родителей его крестили по православному обычаю и записали в штат корпуса под именем Ивана сына Федорова. В 1787 году он был произведен в гардемарины. С самого детства будущий адмирал мечтал обойти морем весь земной шар, и это стало тем редким случаем, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В мае 1788 года в связи с войной со Швецией Крузенштерн был досрочно выпущен из корпуса, произведен в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6(17) июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 км к западу от о-ва Гогланд, произошла встреча двух эскадр – российской и шведской. Эскадры построились в линию – одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра – фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов. Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный «Мстислав», на котором находился Крузенштерн. Корабль почти потерял управление, был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими – шведские корабли были вынуждены отступить и укрыться под защиту пушек крепости Свеаборг. Так шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении. В преследовании шведских кораблей и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава».


Гогландское сражение 6 июня 1788 г. Художник С.В. Пен

В 1789 году Крузенштерн принял участие в Эландском морском сражении. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой утратой была гибель командира «Мстислава» – Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного плавания. Впоследствии эту экспедицию суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также в Выборгской бухте. За отличия в этих сражениях он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты, что было редко для русского военно-морского флота того времени.

В числе 12 российских офицеров-отличников в 1793 году Иван Крузенштерн был направлен в Англию с целью углубленного изучения морского дела и усовершенствования собственных навыков – на тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. В период обучения Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этой зкспедиции с британцами он посетил Барбадос, Бермудские о-ва и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Федорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году, по возвращении в Санкт-Петербург, Иван Крузенштерн представил в морское министерство проект кругосветных плаваний для прямого торгового сообщения между российскими портами на Балтийском море и Аляской, однако он был отклонен. В 1802 году с аналогичным проектом выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» – еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Юрий Лисянский. Кругосветное плавание началось с отплытия кораблей из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года. На борту «Надежды» находилось посольство Н.П. Резанова, направлявшееся для установления дипломатических отношений с Японией, и грузы для Российско-Американской компании. После непродолжительной остановки в Копенгагене для дозагрузки и поверки морских хронометров корабли напрвились в Англию. В проливе Каттегат во время шторма суда потеряли друг друга и прибыли в английский порт Фальмут с разницей в два дня. Далее их путь лежал к Канарским островам (порт Санта-Крус), а оттуда к берегам Бразилии. 26 ноября 1803 года русские корабли впервые в отечественном мореплавании пересекли экватор. На бразильском острове Санта-Катарина произошла вынужденная задержка (почти пять недель) для замены фок- и грот-мачт на «Неве», давших трещины. В дальнейшем русские моряки обогнули мыс Горн и вошли в Тихий океан, где в сильном тумане вновь потеряли друг друга и встретились в мае 1804 года на Маркизовых островах. После кратковременной стоянки на Гавайских о-вах пути кораблей расходились: «Надежда» направилась на Камчатку, а «Нева» – в Ново-Архангельск (Аляска). После передачи груза и ремонта «Надежда» направилась к японским берегам и 8 октября 1804 года бросила якорь в Нагасаки, доставив русское посольство в Японию. Переговоры русского посла с властями империи не дали желаемых результатов: правительство Японии наотрез отказалось вступить в дипломатические и торговые отношения с Россией и Крузенштерн вернулся на Камчатку. После завершения самостоятельных плаваний в декабре 1805 года корабли встретились на рейде Макао (Китай), где успешно выполнили поручения Российско-Американской компании, выгодно продав меха и закупив китайские товары. В феврале 1806 года корабли направились в дальнейший путь к берегам Африки, где в сильный туман близ мыса Доброй Надежды суда потеряли связь между собой и далее продвигались независимо друг от друга. «Надежда» направилась к острову Святой Елены, где была назначена встреча кораблей. Лисянский, убедившись, что запасов провизии и воды достаточно, принял решение идти в Англию. 28 июня 1806 года «Нева» вошла на Портсмутский рейд. Таким образом, впервые в истории мирового мореплавания за 142 дня был совершен безостановочный переход из Южного Китая в Англию. В августе 1806 года «Нева» и «Надежда» встретились на Кронштадском рейде. В ходе экспедиции корабли пересекли Атлантический (дважды), Тихий и Индийский океаны.


Маршрут плавания И. Крузенштерна и Ю. Лисянского в 1803–1806 гг.

Во время плавания Крузенштерном впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, проведен большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

– проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах (до 400 м), определение скорости течений и т. п.);

– существенно исправлены географические карты; на карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

– установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и Аляске.

Иван Федорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном плавании Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен – он изобиловал планами, картами и рисунками. Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований мореплаватель изложил в трехтомном труде «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», изданном в 1809–1812 годах одновременно в Санкт-Петербурге и Берлине.


Наградная медаль «За путешествие кругом света в 1803–1806 гг.»

Первый кругосветный поход на «Надежде» и «Неве» открыл собой целую череду подобных путешествий русских моряков: только в первой половине девятнадцатого столетия было совершено 31 кругосветное и 14 полукругосветных плаваний, что намного больше, чем совершили в целом англичане и французы.

При всей интенсивной научной работе И.Ф. Крузенштерн с 1809 года исправно продолжал службу и в чине капитана 1 ранга командовал бригом «Благодать». В 1811 году он был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния – тысячу рублей. По тем временам это была большая сумма. В 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1814 году Иван Федорович разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815–1818 годов под началом О.Е. Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. При подготовке плавания Крузенштерн направился в Финляндию, где на верфях Або (ныне Турку) заказал корабль для экспедиции, а затем посетил Англию, для того чтобы преобрести необходимые для путешествия инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». В 1824–1826 годах его двухтомный труд, содержащий историко-географический анализ обширных русских и иностранных источников, был издан на русском и немецком языках, вскоре переведен на французский, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.


Атлас Южного моря. 1824 г.

По инициативе Крузенштерна позднее были снаряжены и отправлены кругосветные морские экспедиции Михаила Васильева и Глеба Шишмарева (1819–1822), Фадея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1821), Михаила Станюковича и Федора Литке (1826–1829).

В 1827 году Иван Федорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом Адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Деятельность Иван Федоровича в Морском кадетском корпусе ознаменовалась введением в его учебные курсы новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-морскую академию. При Иване Федоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

Однако преподавательская деятельность не исключала продолжение морской службы. В 1829 году И.Ф. Крузенштерн командовал эскадрой в составе двух 24-пушечных фрегатов «Надежда» и «Урания», принадлежащими Морскому кадетскому корпусу. Также ему в подчинение адмиралом Д.Н. Сенявиным был отдан отряд в составе двух 14-пушечных галетов «Паллада» и «Торнео», двух 12-пушечных яхт «Нева» и «Голубка», 14-пушечного брига «Пожарский» и 8-пушечной шхуны «Опыт». Взяв на борт гардемарин и кадетов, Крузенштерн вместе с ними совершал учебные плавания между Петербургом и Кронштадтом. В 1842 году после 16-летней службы в должности директора Морского кадетского корпуса году Иван Федорович по состоянию здоровья подал в отставку.

Оставив службу, И.Ф. Крузенштерн уехал в свое имение, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как Ф.П. Врангель, Ф.П. Литке и К.М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Крузенштерн был женат на Юлиане Шарлотте фон Таубе дер Иссен, в семье было шестеро детей – четыре сына и две дочери.

Иван Федорович Крузенштерн ушел из жизни 12(24) августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Дело его жизни продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

И.Ф. Крузенштерн был удостоен многих высоких наград. Среди них – ордена Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 3-й степени, Святого Александра Невского с алмазными знаками, Святой Анны 2-й степени и прусский орден «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» («За заслуги в науке и искусстве»).

Иван Федорович был не только членом – учредителем Русского географического общества, но и входил в другие научные организации, в т. ч. Лондонское королевское общество. Его именем названы 13 географических объектов в различных частях планеты: два атолла, остров, два пролива, три горы, три мыса, риф и губа.

В 1873 году в Петербурге напротив Морского кадетского корпуса его знаменитому директору на личные пожертвования был установлен памятник, созданный по проекту скульптора И.Н. Шредера и архитектора И.А. Монигетти.


Памятник И.Ф. Крузенштерну напротив здания Морского кадетского корпуса,
ныне военный университет имени Петра Великого

В феврале 1946 года немецкое парусное судно «Падуа», которое после окончания Второй мировой войны перешло СССР, получило название «Крузенштерн». В 1995–1996 и 2005–2006 годах учебное парусное судно «Крузенштерн» с молодыми моряками-курсантами прошло по маршруту русского моряка, давшего ему свое имя.


Барк «Крузенштерн»

Именем И.Ф. Крузенштерна также назван ледокол Санкт-Петербургского порта. В 1993 году Банк России выпустил серию памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».

 

Андрей Баранов,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false