Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Туполев Андрей Николаевич

ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич [29.10(10.11).1888, село Пустомазово Корчевского у-да, Тверской губ. – 23.12.1972, Москва], советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Андрей Николаевич Туполев родился в многодетной семье провинциального нотариуса. Отец его – Николай Иванович родом из Сургута происходил из сибирских казаков. Он экстерном закончил юридический факультет Петербургского университета. Мать – Анна Васильевна (урожденная Лисицина), имевшая дворянские корни, была дочерью судебного следователя из Торжка. Она окончила Мариинскую женскую гимназию в Твери и знала несколько языков. Стремясь дать Андрею хорошее образование, родители в 1901 г. определили его в Тверскую губернскую гимназию. 

После окончания гимназии Туполев успешно сдал конкурсные экзамены и осенью 1908 г. поступил на механический факультет Императорского Московского технического училища (ИМТУ, ныне – Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).


Андрей Туполев (в нижнем ряду справа) среди родных, 1900 г.

С октября 1909 г. лекции по воздухоплаванию в училище начал читать Н.Е. Жуковский, который возглавии ил Воздухоплавательный кружок, образованный по инициативе студентов. В декабре того же года в кружок пришел Туполев. Позднее он говорил, что знакомство с Николаем Егоровичем для него имело судьбоносное значение: «с этого мгновения началась моя авиационная жизнь». Спустя всего четыре месяца Андрей Туполев стал одним из самых активных членов кружка. Выполненные им работы – плоская аэродинамическая труба и модель самолета привлекли внимание специалистов на состоявшейся воздухоплавательной выставке.

После закрытия выставки студенты приступили к испытаниям созданного ими балансирного планера. Средства же, собранные от продажи билетов вместе с частными пожертвованиями позволили им приступить к разработке конструкции собственного аэроплана. В 1910 г. Андрей Николаевич совершил свой первый полет на планере, в постройке которого принимал самое непосредственное участие. Однако весной следующего года учеба его была неожиданно прервана. За участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан на родину на два года под негласный надзор полиции.

Одним из первых попытался выручить будущего конструктора Н.Е. Жуковский. Попытку освободить Туполева из-под стражи предпринимало и руководство ИМТУ. Но все было напрасно. Около двух с половиной лет Туполев провел в родном селе, занимаясь далекими от авиации делами.

В феврале 1913 г. полицейский надзор за А.Н. Туполевым был отменен, и осенью того же года он сумел восстановиться в ИМТУ и продолжить работу в аэродинамической лаборатории, созданной на базе Воздухоплавательного кружка. Вскоре он стал одним из активнейших последователей Н.Е. Жуковского, проявляя способности как научного исследователя, так и конструктора. После начала Первой мировой войны военное ведомство обратилось к Н.Е. Жуковскому с рядом технических вопросов, связанных с изучением и расчетом деталей самолетов, находившихся на вооружении. Резкое увеличение объема работ позволило при поддержке военных организовать летом 1916 г. первое российское авиационное Расчетно-испытательное бюро. Возглавил его профессор Жуковский, а Туполев стал одним из его помощников в должности заведующего лабораторными установками. Параллельно с исследовательской работой Андрей Николаевич успевал заниматься аэродинамическими расчетами. В 1916 г. он выполнил расчет аэроплана «Анатра» и истребителя братьев Касяненко. По рекомендации Жуковского студента Андрея Туполева привлекли к работе в комиссии, разрабатывавшей нормы прочности аэропланов, в которой помимо его работали профессора А.П. Фан дер Флит, Г.А. Ботезат, С.П. Тимошенко. В том же году Андрей Николаевич некоторое время руководил проектированием гидроплана на заводе «Дукс».

Революция в России не прервала работу Расчетно-испытательного бюро. В конце лета 1918 г. А.Н. Туполев возглавил в нем направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов. В том же году он получил звание инженера-механика, защитив с отличием проект под названием «Опыт создания гидроплана по данным испытаний в аэродинамических трубах». По окончании училища его оставили преподавателем на кафедре воздухоплавания.

Вскоре Н.Е. Жуковский и ряд его ближайших сподвижников пришли к выводу, что дальнейшее развитие самолетостроения возможно в стране только при наличии мощной научно-исследовательской базы. Идею создать научный аэрогидродинамический институт поддержал лично В.И. Ленин, и в декабре 1918 г. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) начал свою деятельность. Возглавил его Жуковский, а Туполев стал начальником авиационного отдела. Перед своими сотрудниками он с самого начала поставил совсем не аэрогидродинамические задачи, направленные на развитие целого комплекса научных разработок, необходимых в будущем для самолетостроения. В институте изучались авиационные сплавы и защита их от коррозии, авиационные моторы, прочность авиационных конструкций, методика летных испытаний, а также многое другое. После кончины Н.Е. Жуковского Туполев продолжил его работу по дальнейшему развитию и расширению ЦАГИ. Для решения возникающих вопросов он широко привлекал специалистов и ученых из различных областей науки.

В 1920 г. Туполев попробовал себя в качестве преподавателя, читая в МВТУ курс лекций «Основы аэродинамического расчета». В следующем году ему уже поручили лекции по темам «Теория аэропланов», «Теория гидропланов», «Нормальное и специальное проектирование гидропланов», а также курс «Гидроавиация» в институте им. Н.Е. Жуковского.

В начале 1922 г. Андрей Николаевич становится председателем Комиссии по постройке металлических самолетов при ЦАГИ. С этого же времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с проектированием и производством цельнометаллических самолетов различных классов.

В период с 1922 г. по 1936 г. под руководством А.Н. Туполева формируется научно-техническая база ЦАГИ, разрабатываются проекты ряда лабораторий аэродинамических труб, опытового гидроканала, первого в стране опытного завода по строительству цельнометаллических самолетов. В эти годы в ЦАГИ проектируются бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолеты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы и мотоустановки.

В 1923 г. Андрей Николаевич создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции (АНТ-1), в 1924 г. - первый советский цельнометаллический самолет (АНТ-2), в 1925 г. - первый боевой цельнометаллический самолет (АНТ-3), выпускавшийся серийно. Впервые в мировой практике он не только научно обосновал рациональность схемы свободнонесущего цельнометаллического моноплана с профилем крыла большой «строительной высоты», но и создал такой самолет, не имевший аналогов (АНТ-4, 1925).


Первый самолет конструкции А.Н. Туполева АНТ-1

По предложению А.Н. Туполева руководство страны в 1924 г. приняло решение о создании металлургической базы для самолетостроения, позволившей производить в больших количествах специальные авиационные материалы. Он был организатором производства алюминиевого сплава – кольчугоалюминия и полуфабрикатов из него.

В 1923-1930 гг. Туполев участвует в создании отечественного дирижаблестроения. Помимо расчетно-конструкторских работ, изготовления агрегатов гондол и цельнометаллического оперения дирижаблей под его руководством была составлена программа развития дирижаблестроения на 1928/29–1932/33 гг.

В эти же годы А.Н. Туполев разрабатывает глиссеры ГАНТ-1, ГАНТ-2, ГАНТ-3 и торпедные катера АНТ-4 и АНТ-5. Под маркой Ш-4 и Г-5 торпедные катера были приняты на вооружение ВМС РККА.

С начала 1930 г. Андрей Николаевич становится главным конструктором ЦАГИ, с 1931 г. – заместителем начальника Центрального конструкторского бюро ЦАГИ, с 1932 г. – начальником конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, а с 1933 г. – заместителем начальника ЦАГИ по сектору опытного производства.

Для знакомства с зарубежным опытом в авиационной промышленности и дирижаблестроении А.Н. Туполев в 1925-1935 гг. неоднократно выезжал в страны Европы (Австрию, Великобританию, Германию, Италию, Францию) и в США. По воспоминаниям Андрея Николаевича, каждая такая заграничная командировка «…дала очень много ценного. Особенно полезным оказалось знакомство с американской авиацией».

Несмотря на такой широкий спектр деятельности А.Н. Туполева, его основной работой оставалась авиация.

В 1936 г. он назначается первым заместителем начальника и главным инженером Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР. Одновременно он возглавлял выделенное из системы ЦАГИ конструкторское бюро с заводом опытных конструкций (авиационный завод № 156). Находясь на этом посту, Андрей Николаевич начинает перестраивать старые авиационные заводы и строить новые для массового производства самолетов. Он широко использует передовое импортное оборудование, а также свой опыт и знания, полученные в ходе заграничных командировок. Благодаря Туполеву были внедрены разработанные за рубежом технологические процессы, включая плакирование и анодирование. В годы Великой Отечественной войны эти мероприятия помогли организовать массовое производство самолетов. При его непосредственном участии разрабатывается и внедряется в практику технология крупносерийного производства легких и тяжелых самолетов. По инициативе Андрея Николаевича на серийных заводах были организованы филиалы основного конструкторского бюро, что значительно ускорило выпуск машин, а создание при этих конструкторских бюро своих летно-доводочных баз позволило сократить сроки проведения как заводских, так и государственных испытаний опытных самолетов.

Этапными самолетами Туполева, в которых в предвоенный период были воплощены новейшие достижения науки, техники и авиационного конструирования стали: бомбардировщики АНТ-4 (ТБ-1), АНТ-6 (ТБ-3), АНТ-40 (СБ), АНТ-42 (ТБ-7), пассажирские самолеты АНТ-9 (ПС-9), АНТ-14 «Правда», АНТ-20 «Максим Горький» и рекордный АНТ-25.

21 октября 1937 г. А.Н. Туполев, необоснованно обвиненный во вредительстве и шпионаже, был арестован, а 28 мая 1940 г. приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Полтора года его продержали в тюрьме, а затем перевели в ЦКБ-29 при НКВД, впоследствии получившее название «Туполевская шарага», где он возглавил коллектив таких же, как он, заключенных конструкторов. В ЦКБ-29 Туполеву поручили создать четырехмоторный пикирующий бомбардировщик. В трудных условиях он сумел вселить в людей уверенность в торжество справедливости, убедил в необходимости работать над созданием нужных стране боевых самолетов. Соратники Андрея Николаевича вспоминали, что, когда ему поручили работу по пикирующему бомбардировщику, он составил длинный список нужных ему специалистов, включив в него ученых и инженеров, которых знал по совместной работе. По сути – этот список позволил спасти очень многих от неминуемой гибели.

Как всегда, Алексей Николаевич остался хозяином своего дела, своего конструкторского бюро, сумел отстоять свою концепцию двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика, защищенного от истребителей скоростью и оборонительным вооружением, не оставляющим «мертвых» зон, с компоновкой, приспособленной к бомбометанию с пикирования. Так появился бомбардировщик «103» (АНТ-58). Испытания самолета, получившего наименование Ту-2, начались в 1941 г. На высоте 8000 м он имел скорость 650 км/ч. Однако начать серийный выпуск Ту-2 помешала война.

19 июля 1941 г. А.Н. Туполев был досрочно освобожден из заключения и направлен главным конструктором в Омск на авиационный завод №166. На этом заводе Андрей Николаевич обеспечивал крупносерийное производство Ту-2 с одновременной подготовкой нескольких целевых его модификаций. Первые Ту-2 появились на фронте в 1942 г. и впоследствии были признаны лучшими фронтовыми пикирующими бомбардировщиками Второй мировой войны.


Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2

В 1943 г. его вызвали в Москву и назначили главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода №156, где была создана главная база конструкторского бюро (ОКБ) А.Н. Туполева. В том же году за разработку Ту-2 Андрею Николаевичу была присуждена Сталинская премия 1-й степени. В августе 1944 г. постановлением СНК СССР ему присвоили звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, а в октябре того же года определили в кадры Красной армии с прикомандированием к Наркомату авиационной промышленности СССР.

16 сентября 1945 г. Указом Верховного Совета «… за работы в области обороны страны во время Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» А.Н. Туполеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Эта награда стала признанием всех работ Андрея Николаевича по организации советского самолетостроения и созданию самолетов различного назначения.


Стратегический реактивный бомбардировщик-ракетоносец Ту-16

После окончания войны Туполев развернул строительство новых лабораторных и производственных корпусов, специализированных цехов и филиалов, основал летно-доводочную базу. Не забывал он и про своих сотрудников, добиваясь для них возведения новых домов и баз отдыха, организации садовых кооперативов и детских садов.

А.Н. Туполев – автор многих уникальных технических решений, таких как метод макетирования, способный решать задачи пространственной компоновки на деревянных макетах, или создание целых летающих лабораторий для испытаний двигателей и других систем самолетов.

В 1947 г. в серию поступает четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-4. Его создание совершило техническую революцию в отечественном самолетостроении и вывело на новый уровень технологию многих отраслей промышленности страны. Каждый новый самолет Туполева был событием в технике. Опираясь на полученный опыт, он включал в каждый проект только самый минимальный объем нового, используя путь последовательного строения летательных аппаратов.


Среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154

После Ту-4 Туполев приступил к созданию самолетов с газотурбинными двигателями и околозвуковыми скоростями полета. Для быстрого освоения принципов компоновки этой новой техники и ее эксплуатации в КБ Туполева в весьма короткие сроки последовательно разрабатывается целый ряд самолетов: первый советский реактивный двухмоторный бомбардировщик Ту-12 («77»), трехдвигательный реактивный бомбардировщик Ту-14 («73») и двухмоторный фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом Ту-82 («82»), которые послужили этапами для создания в 1952 г. первого тяжелого околозвукового стратегического реактивного двухмоторного бомбардировщика-ракетоносца Ту-16 («88»). По своим летно-техническим характеристикам, боевой мощи и массовости выпуска этот самолет превзошел все зарубежные аналоги. Он строился в Советском Союзе и Китае, состоял на вооружении многих стран.

В числе разработанных под руководством Андрея Николаевича военных самолетов – последний тяжелый четырехмоторный бомбардировщик с поршневыми комбинированными двигателями Ту-85 (1951), турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (1952), сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (1959) и др.

В результате эксплуатации военной турбореактивной техники А.Н. Туполев увидел возможность создания пассажирской реактивной авиации, комфортные условия полета которой сделали бы ее предпочтительным транспортным средством на большие расстояния. Решив проблему надежности конструкции многократно нагружаемой герметичной пассажирской кабины с поддержанием в ней давления, соответствующего высоте не более 2,5 км при высоте полета до 11 км, А.Н. Туполев и его соратники открыли в нашей стране эру пассажирской реактивной техники.


Первый сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

В 1955 г. состоялся первый полет первого реактивного пассажирского лайнера Ту-104, созданного на базе хорошо проверенного в эксплуатации Ту-16 и опыта компоновки пассажирских кабин, полученного при разработке и эксплуатации самолета Ту-70 (пассажирский вариант Ту-4). С сентября 1956 г. на Ту-104 начались регулярные пассажирские перевозки на трассах «Аэрофлота», которые были прекращены только через 20 лет, когда был выработан ресурс и созданы самолеты следующего поколения.

В 1956-1957 гг. в КБ А.Н. Туполева создается новое подразделение, задачей которого стала разработка беспилотных летательных аппаратов. Были разработаны крылатые ракеты «121», «123», зенитная управляемая ракета «131», беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб». Велись работы по планирующему гиперзвуковому аппарату «130» и ракетоплану «136» («Звезда»).

В июле 1957 г. Туполев становится генеральным конструктором завода №156, а в ноябре 1965 г. – генеральным конструктором авиационной промышленности СССР с оставлением на военной службе.

Под руководством А.Н. Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 выдающихся перелетов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиций «Северный полюс» во главе с И.Д. Папаниным.

Основной линией творчества Туполева являлись тяжелые самолеты с высокой полезной нагрузкой. В 1957 г. лайнер Ту-104 стал сенсацией международной авиационной выставки в Цюрихе (Швейцария), так как ни одна из ведущих авиационных держав не имела в то время своего реактивного пассажирского самолета.

В 1957 г. под его руководством был создан уникальный пассажирский межконтинентальный лайнер с турбовинтовыми двигателями Ту-114, намного опередивший свое время. Надежный сверхдальний аэробус на многие годы завоевал лидерство на линиях большой протяженности, не имея аналогов по экономической эффективности. Ту-114 работал на международных линиях, совершая перелеты через океан на Кубу и в США. За годы эксплуатации самолетами этой серии поставлено 32 мировых рекорда, а в графе летных происшествий отсутствуют какие-либо данные. В 1962 г. создан первый советский ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет Ту-124, в 1966 г. – массовый ближнемагистральный самолет Ту-134, первым в нашей стране получивший сертификат летной годности по международным нормам, в 1968 г. – массовый среднемагистральный самолет Ту-154. А появившийся в том же году сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, созданный совместно с сыном А.А. Туполевым, стал знаменитым не только в СССР, но и во всем мире. Самолеты Андрея Николаевича были основой парка авиационной компании «Аэрофлот», экспортировались в десятки стран.

Успешной деятельности ОКБ А.Н. Туполева во многом способствовали особенности работы самого генерального конструктора – сочетание конструкторского таланта, организаторских способностей и требовательности. Андрея Николаевича отличали неутолимая жажда знаний, стремление практически использовать достижения науки и техники при проектировании и создании боевых и гражданских самолетов. Решая сложные проблемы тяжелого самолетостроения, конструкторы под его руководством создавали образцы машин, многие из которых опередили время и прочно вошли в историю мировой авиации.

За годы своей плодотворной деятельности А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших авиационные конструкторские бюро страны. В их числе А.А. Архангельский, А.П. Голубков, С.А. Лавочкин, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, И.Ф. Незваль, В.М. Петляков, А.И. Путилов, П.О. Сухой, А.А. Туполев, В.А. Чижевский, А.С. Шенгард.

Андрей Николаевич был человеком государственного масштаба. Он был избиран членом ЦИК (1929), Московского городского Совета (1947), а затем депутатом Верховного Совета СССР (1947, 1962, 1966, 1970). Участвовал в принятии пятилетних планов развития, а также многих законов СССР. В числе передовых ученых мира он выступил против применения атомной энергии в военных целях, участвовал в Пагуошских конференциях, более 15 лет возглавлял Общество советско-болгарской дружбы.

Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

А.Н. Туполев - лауреат четырех Сталинских 1-й степени (1943, 1948, 1949, 1952), Ленинской (1957) и Государственной (1972) премий. Он – почетный член Королевского общества аэронавтики Великобритании (1970) и Американского института аэронавтики и астронавтики (1971).

В числе прочих наград А.Н. Туполева восемь орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, ордена Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медали, а также иностранные награды.

Ему были присуждены премия и золотая медаль имени Н.Е. Жуковского (1958), золотая авиационная медаль Международной авиационно-спортивной федерации (1958), премия имени Леонардо да Винчи (1971), золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).

Бронзовый бюст Героя установлен в г. Кимры Тверской области. В 2005 г. на месте дома-усадьбы Туполевых в Пустомазово открыта мемориальная композиция и установлен памятный камень. Именем А.Н. Туполева названа набережная в Москве, улицы в Киеве, Ульяновске, Кимрах, Жуковском, остров в Обской губе Карского моря.


Могила А.Н. Туполева на Новодевичьем кладбище в Москве

На зданиях в Москве и Омске, где работал А.Н. Туполев, установлены мемориальные доски. Имя Туполева носят ОКБ А. Н. Туполева - ОАО «Туполев», входящее в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Казанский технический университет.


Михаил Павлов,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат технических наук

Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false