Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Вилькицкий Андрей Ипполитович

ВИЛЬКИЦКИЙ Андрей Ипполитович [1(13).7.1858, Борисовский у-зд Минской губ. – 26.2(11.3).1913, Санкт-Петербург], русский гидрограф-геодезист, ген.-лейтенант корпуса флотских штурманов  (1910). Будущий выдающийся гидрограф Андрей Ипполитович Вилькицкий родился в семье саратовских дворян. В 17 лет он выбрал для себя флотскую службу, став юнкером Балтийского флота. Спустя два года, в 1877 г., был произведен в гардемарины. В 1878 г. в звании мичмана Андрей Вилькицкий поступает в Николаевскую Морскую академию. За два года обучения в ней он  продемонстрировал высокие способности, окончив учебу по 1-му разряду. С первых лет офицерской службы судьба связала Вилькицкого с гидрографическим делом. В 1881–1885 гг. он занимался гидрографическими работами на Балтийском море и в Онежском озере, участвовал в изысканиях под руководством передовых специалистов своего времени И.Л. Пущина, Е.В. Березина, Л.И. Петухова. Как справедливо отмечено в работе «История Гидрографической службы Российского флота»: «исследование Онежского озера было школой для многихвпоследствии известных российских гидрографов, в том числе и для А.И. Вилькицкого».

Следует отметить, что и в период работ на Онежском озере Вилькицкий продолжал учиться. Между полевыми сезонами в зимнее время в течение трех лет он изучал в Пулковской обсерватории практическую астрономию и высшую геодезию. Полученная им основательная астрономическая подготовка способствовала тому, что, начиная с 1885 г., он в течение 20 лет вел практические занятия по астрономии в Морской академии.

В 1886 г. А. И. Вилькицкий был назначен младшим делопроизводителем Главного гидрографического управления, а затем старшим делопроизводителем Морского ученого комитета. В конце 1880-х гг., в сотрудничестве с Русским географическим обществом, лейтенант А.И. Вилькицкий выполнял научную работу, связанную с измерением силы тяжести. Одним из важных достижений ученого на этом поприще стало определение в июле 1887 г. самого северного в то время в России гравиметрического пункта, расположенного на Новой Земле. В эти же годы А.И. Вилькицкий совместно с ученым Ф.Ф. Витрамом определил по телеграфу разность долгот между Архангельском и Пулково, а также между Енисейском и Красноярском. За выполнение этих научных исследований Русское географическое общество дважды отмечало А.И. Вилькицкого наградами: в 1887 г. – малой золотой медалью и в 1892 г. – золотой медалью имени Ф.П. Литке.

В конце 1891 г. лейтенант А.И. Вилькицкий был назначен старшим делопроизводителем Главного гидрографического управления и переаттестован в капитаны Корпуса флотских штурманов. Спустя некоторое время его производят в подполковники. Должность обязывала заниматься канцелярской работой, но Андрей Ипполитович, все же, находил возможность время от времени участвовать в исследованиях и делах практических. К примеру, осенью 1893 г. он занимался испытаниями и вводом в строй нового плавучего маяка «Либавский».

В 1894 г. на подполковника А.И. Вилькицкого было возложено ответственное дело государственного масштаба. Он был назначен начальником Гидрографической экспедиции по исследованию морского пути в Сибирь. Задачей коллектива, состоявшего всего из восьми офицеров, было изучение устьев рек Обь, Енисей и части Карского моря.

Последующие два года были наполнены интересной, сложной и важной работой, в ходе которой А.И. Вилькицкий и его соратники выполнили опись берегов, гидрографические промеры, инструментальную съемку, гидрометеорологические, астрономические и гравиметрические наблюдения, подтвердили доступность побережья океана, впадающих в него губ и рек, для плавания океанских и речных судов. По результатам работы экспедиции от устья Печоры до Енисея, в Енисейском заливе и Обской губе, удалось уточнить конфигурацию береговой линии, установить наличие и местоположение паковых льдов, протяженность постоянного припая, нанести на карту сотни ориентиров, навигационных опасностей и выставить десятки навигационных знаков.

В 1897 г. за отличие по службе Андрей Ипполитович был произведен в полковники. А на следующий год он получил назначение на должность начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Одним из первых дел на новом посту для А.И. Вилькицкого стало приобретение в Англии подходящего исследовательского судна. Пароход, на котором предстояло изучать воды Арктики, назвали в честь известного русского полярного исследователя подпоручика П.К. Пахтусова.

В ходе работ экспедиции под руководством А.И. Вилькицкого в 1898–1901 гг. были составлены карты арктических районов, способствовавшие установлению регулярных пароходных рейсов из Архангельска на Печору и в Югорский Шар. Результаты работы экспедиции нашли отражение в трудах, написанных Вилькицким: «Предварительный отчет о работах гидрографической экспедиции в 1894 г. в реке Енисее и Ледовитом океане», «Метеорологические и гидрологические наблюдения, произведенные летом 1898 г. экспедицией Северного Ледовитого океана под начальством полковника Вилькицкого» и «Материалы по изучению Обской губы и Енисейского залива».

В 1901 г. полковник А.И. Вилькицкий был назначен помощником начальника Главного гидрографического управления.В этой должности он внес существенный вклад в развитие отечественной гидрографии. Например, летом 1903 г. Андрей Ипполитович руководил практикой слушателей Морской академии. А два года спустя он принял участие в организации экспедиции от Министерства путей сообщения по Северному морскому пути на Енисей и круководил караваном из 22 судов при прохождении через пролив Югорский Шар до устья Енисея.

Богатый практический опыт А.И. Вилькицкого позволил ему в 1907 г. занять пост начальника Главного гидрографического управления и получить чин генерал-лейтенанта Корпуса флотских штурманов. Назначение нового энергичного руководителя ознаменовалось для гидрографической отрасли всесторонней реорганизацией и общим подъемом. Путем широкой популяризации и разъяснения государственной значимости гидрографии в Морском министерстве, в правительственных кругах и во всех учреждениях, связанных с морской деятельностью, А.И. Вилькицкому уже в 1910 г. удалось добиться двойного увеличения финансирования Гидрографической службы.

За шесть лет плодотворной деятельности А.И. Вилькицкого на посту начальника Главного гидрографического управления были осуществлены важнейшие мероприятия по улучшению работы Гидрографической службы. В области картографического производства значительно расширены возможности издания карт за счет присоединения к Картографической части типографии Морского министерства, приобретения второй скоропечатной литографской машины, двух новых станков для литографии и «особой машины» для типографии, чтобы печатать циркуляры. Наряду с этим была проведена структурная реорганизация картографического производства, заложившая основы его функционирования в XX в. В 1913 г. «Лоцманские заметки» были переименованы в «Извещения мореплавателям» и стали высылаться русским консулам в несколько европейских стран. В этой деятельности А.И. Вилькицкий опирался на результаты работы ряда независимых комиссий: по пересмотру изданий Главного гидрографического управления (1906–1914 гг.), по пересмотру условных знаков для морских карт (1907–1909 гг.), по разработке системы карт для минных судов и подводных лодок (1907–1909 гг.). Закономерно, что картографическая продукция Главного гидрографического управления была удостоена высоких наград на международных и российских выставках. Так, в 1907 г. на Международной морской выставке в Бордо Гран-при был присужден именно российским гидрографам. В 1910 г. на Морской выставке в Москве Картографическая часть получила золотую медаль Лиги обновления флота, а в 1911 г. экспонаты Главного гидрографического управления завоевали золотую медаль а художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке в Одессе.

С целью изучения морей России в 1910 г. под руководством А.И. Вилькицкого был разработан 30-летний план гидрографических работ под названием «О мерах для приведения карт русских морей в состояние, удовлетворяющее требованиям мореплавания».

В сфере навигационного оборудования морских театров в 1910 г. А.И. Вилькицким был разработан 10-летний план маячного строительства. Им предусматривалось строительство новых маяков, освещаемых башен, сирен, створных огней, светящих буев, моторных катеров для плавучих маяков, туманных горнов и др. Приоритетными признавались работы в Белом море, Северном Ледовитом океане и на морях Дальнего Востока.

В вопросе строительства гидрографического флота, благодаря энергии и напористости А.И. Вилькицкого зимой 1907–1908 гг. в Англии был построен пароход «Охотск», который предназначался для нужд гидрографической экспедиции «Отдельная съемка Восточного океана», действовавшей на Дальнем Востоке с 1880 г. В 1909 г. были спущены на воду специально спроектированные ледокольные суда для Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана «Таймыр» и «Вайгач». В 1910 г. приобретена яхта «Андрей Первозванный». Ее переименовали в транспорт «Мурман», который долгие годы использовался для обеспечения работ Отдельной съемки Белого моря. Однако в связи с расширением объемов гидрографических работ судов не хватало. Это вынуждало А.И. Вилькицкого арендовать суда организаций и частных лиц. Особенно широко арендой пользовались в на Дальнем Востоке и в гидрографической экспедиции «Отдельная съемка Каспийского моря».

Активная международная деятельность генерал-лейтенанта А.И. Вилькицкого способствовала признанию российской гидрографии мировым профессиональным сообществом. Он добился представительства Главного гидрографического управления России в Постоянной международной ассоциации судоходных конгрессов. Россия систематически участвовала в международных конгрессах и конференциях, выставках. В 1912 г. в Петербурге под руководством генерал-лейтенанта А.И. Вилькицкого была проведена Вторая международная морская конференция по обеспечению безопасности мореплавания. В этот период российская гидрография достигла европейского уровня, а в методах производства гидрографических исследований, разработки способов определения места судна в море опередила многих коллег из стран Европы.

Значительных успехов удалось добиться А.И. Вилькицкому в деле изготовления мореходных инструментов, переживавшем до его прихода сложные времена. Были приобретены новейшие станки, кругоделительная машина для секстанов, современные измерительные и обрабатывающие инструменты. В 1907 г. в Мастерской мореходных инструментов, действовавшей при Гидрографическом управлении, были образованы два новых отдела – часовой и оптический. Эти преобразования вскоре позволили освоить производство механических лагов с электрическими счетчиками, лотов-предостерегателей, морских часов, секстанови др. В 1910 г. начался выпуск упрощенного5-дюймового магнитного компаса для коммерческого флота. В 1912 г. в оптической мастерской Обуховского завода были изготовлены первые два экземпляра оптического пеленгатора.  Выступая на международной морской конференции по вопросам безопасности мореплавания, известный французский гидрограф Луи Рено отмечал: «Дважды посетив мастерские на Охте и в Адмиралтействе, мы были свидетелями того, до какой высокой степени усовершенствования доведено снабжение русского флота научными приборами».

Одним из главных достижений А.И. Вилькицкого на посту начальника Главного гидрографического управления является организация подготовки высококвалифицированных кадров. В 1911 г. он организовал Штурманский офицерский класс, заведование которым было поручено редактору лоций и лоцманских заметок Картографической части.

Перечисленные меры привели к укреплению статуса Гидрографической службы. Вершиной деятельности А.И. Вилькицкого стало учреждение в 1912 г. Корпуса гидрографов, что юридически закрепило в Российском флоте специальность гидрографа, способствовало повышению качества и эффективности навигационного обеспечения военного и транспортного флотов. Необходимость его создания подтверждалась опытом деятельности Корпуса военных топографов и обусловливалась дефицитом в Российском флоте специалистов-гидрографов. В Корпусе было 10 генеральских должностей, 72 штаб-офицерских и 124 обер-офицерских.

Трудно переоценить вклад Андрея Ипполитовича в исследование Севера. Именно в 1911–1915 гг. были совершены основные походы судов в моря Арктики, охарактеризовавшиеся наиболее значимыми результатами. Недаром одной из его главных научных работ является монография «Северный морской путь», опубликованная в 1912 г. в виде приложения к 35-му выпуску «Записок по гидрографии».

Генерал-лейтенант А.И. Вилькицкий принимал активное участие в решении других государственных задач. Он, в частности, был членом Совета по делам торгового мореплавания, членом Комитета по портовым делам.

Следует упомянуть и об общественной деятельности Андрея Ипполитовича. С 1882 г. он являлся действительным членом Русского географического общества по отделению математической и физической географии. В 1901 г. его избирают членом Совета общества, в составе которого он работал в течение нескольких лет. С 1896 г. А.И. Вилькицкий являлся членом Морского благотворительного общества, а с 1900 по 1904 г. был членом его Совета.

В 1913 г. А.И. Вилькицкий был зачислен в Корпус гидрографов в качестве гидрографа-геодезиста и уволен от службы по болезни с производством в полные генералы по флоту. 26 февраля (11 марта) 1913 г. 54-летний генерал А.И. Вилькицкий скончался. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Андрей Ипполитович был награжден орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Анны 3-й степени.

Именем Вилькицкого названы залив, ледник и два мыса на Новой Земле, остров у берегов полуострова Ямал и острова в архипелаге Норденшельда (Карское море), остров в группе Новосибирских островов (Восточно-Сибирское море). Имя прославленного гидрографа носит даже небольшой рачок-бокоплав, чье существование было установлено в ходе одной из арктических экспедиций под руководством А.И. Вилькицкого. Закономерно, что это имя нашло отражение и в названиях исследовательских судов. С 1965 по 1995 гг. его носило океанографическое исследовательское судно проекта 850, служившее на Балтийском, а затем на Северном флоте. 


Океанографическое исследовательское судно «Андрей Вилькицкий»

Подполковник Владимир Прямицин,
заместитель начальника отдела Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ, кандидат военных наук

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false