Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Военные комиссариаты России: история создания и развития

В целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы и в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 549 дата 8 апреля обозначена как профессиональный праздник работников военных комиссариатов.

Система местных органов военного управления прошла сложный и тернистый исторический путь развития. Она складывалась и совершенствовалась одновременно с эволюцией центральных органов военного управления страны. Тенденции этого развития были обусловлены объективной необходимостью защиты государства от многочисленных посягательств извне.

В ходе военных реформ, проведенных под руководством Ивана IV Грозного в середине XVI в., впервые в Русском государстве было создано войско, ставшее общегосударственной структурой, проводящей средствами вооруженной борьбы политику всего государства, а не отдельного княжества, класса, военного союза, группы людей. Были упорядочены системы комплектования и военной службы в поместном войске, введено централизованное управление армией. Главным итогом военных реформ стало формирование принципиально новой военной организации, нацеленной на обеспечение устойчивости и безопасности самодержавного правления перед лицом внутренних противников.

Однако, подлинные преобразования в системе комплектования армии связаны с именем Петра I. Основу военных реформ Петра I составила рекрутская система комплектования, введенная в 1699 г., которая включала формы набора людей в солдатские и драгунские полки «нового строя». Согласно указу, на службу в армию привлекался один рекрут от определенного количества крестьянских и посадских дворов, были определены нормы поставки даточных разными категориями землевладельцев. Самая высокая норма – рекрут с 25 дворов – устанавливалась для духовных феодалов. С 30 дворов поставляли даточного дворяне, находившиеся на гражданской службе, а с 50 дворов – землевладельцы, служившие в армии.

20 февраля (3 марта) 1705 г.[1] Петр I подписал указ, в котором впервые появился термин «рекрутский набор». Этот указ завершил начальный период складывания рекрутской системы. В отличие от даточного набора воинская повинность на основе рекрутского набора распространялась на все население, за исключением духовенства. Причем основная тяжесть наборов легла на посадское население, на крепостных и государственных крестьян.

Рекрутская повинность для того периода времени была самой передовой системой комплектования, просуществовавшей в России до 1874 г. По своим морально-боевым качествам русская регулярная армия превосходила западноевропейские армии, комплектовавшиеся на основе наемно-вербовочной системы. С незначительными изменениями рекрутская система существовала в России до введения в 1874 г. всеобщей воинской повинности.

Манифестом от 1(13) января 1874 г. Александр II обнародовал «Устав о воинской повинности», который заменил рекрутскую повинность на всеобщую. Согласно Уставу обязательную военную службу теперь должны были нести все сословия государства. Воинская повинность распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий, то есть она приобретала всесословный и личный характер.


Устав о воинской повинности. 1874 г.

Для сухопутных регулярных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок, увольнялись в запас на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до 40-летнего возраста. Для флота был определен 7-летний срок действительной службы и 3 года пребывания в запасе.

Введение всесословной воинской повинности явилось ключевым событием военных реформ 1860 – 1870 гг., которые коренным образом изменили облик русской императорской армии.

Устав о воинской повинности 1874 г. доказал свою жизнеспособность и в начале XX в. Но требования времени вносили свои определенные коррективы. Так, в ходе военных реформ 1905 – 1912 гг. был установлен новый срок службы: в пехоте и пешей артиллерии – 3 года вместо 5, в остальных родах оружия (войск) − 4, а на флоте он сокращался с 7 до 5 лет. Срок службы в запасе был определен для пехоты и пешей артиллерии – 15 лет, других родов войск – 13 и на флоте – 5 лет[2].

Октябрьская революция 1917 г. отразилась на деятельности всех государственных институтов, в том числе и на вооруженных силах. Наряду со сломом старого аппарата государственного управления и созданием новой системы управления страной проводилась в жизнь работа по созданию новых вооруженных сил и формированию органов военного управления.

Декретом СНК РСФСР от 15(28) января 1918 г. было начато создание Красной армии[3]. 8 апреля 1918 г. Совнарком принял разработанный Высшим военным советом декрет «Об учреждении волостных, уездных губернских и окружных комиссариатов по военным делам»[4]. 22 апреля декрет был утвержден на заседании ВЦИК. В нем указывалось, что в задачу комиссариатов по военным делам[5] входит проведение в жизнь «мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд, и удовлетворению материальных потребностей военного снабжения». Таким образом, новые органы местного военного управления в отличие от военных отделов должны были решать широкий круг задач.

С мая 1918 г. окружные военкоматы были подчинены вновь созданному Всероссийскому главному штабу (Всероглавштаб), ведавшему организацией Красной армии. Непосредственно работу военкоматов координировал Мобилизационный отдел (с ноября 1918 г. – Мобилизационное управление) Организационного управления Всероглавштаба[6].

29 июля 1918 г. в соответствии с Конституцией РСФСР В.И. Ленин подписал декрет СНК «О принятии на учет годных к военной службе граждан в возрасте от 18 до 40 лет»[7]. Для проведения этой работы были введены в действие утвержденные Народным комиссариатом по военным делам «Временное руководство для учета военнообязанных» и «Порядок введения в действие означенного Временного руководства».

Система учета военнообязанных начала внедряться в жизнь лишь на рубеже 1918 – 1919 гг., так как для организации работы местных органов военного управления, а также распечатки и рассылки на месте образцов учетных документов, требовалось время. В 1919 – 1920 гг. аппарат местного военного управления Советской России окреп, стал важной составной частью местных органов советской власти и предоставил благоприятные условия для успешного проведения мобилизационной работы. Был уточнен и устоялся круг обязанностей и направления деятельности комиссариатов по военным делам: учет и мобилизация военнообязанных категорий населения, конского состава, транспорта и иного имущества; участие в формировании войсковых частей и их отправке на фронт; участие во всеобщем военном обучении населения; поддержание порядка на подведомственной территории, изъятие оружия у населения и др. При этом учетно-мобилизационная работа, безусловно, являлась ведущим направлением деятельности военкоматов.

На завершающем этапе Гражданской войны система местного военного управления представляла собой уже сложный разветвленный аппарат, охватывавший все сферы военного управления на местах. Штатная численность комиссариатов по военным делам значительно выросла и в 1920 г. уже превышала 200 тыс. человек.

За годы Гражданской войны военкоматы провели колоссальную работу по налаживанию военного учета, призыву и мобилизации военнообязанного населения, чем был обеспечен непрерывный поток пополнений в РККА. Всего за полтора года, с 11 сентября 1918 г. по 26 июня 1920 г., было осуществлено 27 обязательных призывов 3 866 009 граждан[8].

В 1925 г. в структуре и деятельности военкоматов произошел поворот. В январе ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О реорганизации местных органов Народного комиссариата по военным и морским делам». Оно предусматривало преобразование губернских военкоматов и соответствующих им по правам военных комиссариатов в территориальные корпусные и дивизионные управления, подчиненные командирам соединений[9]

В 1930-е гг. изменения, происходившие на внешнеполитической арене, а также угроза возникновения новой мировой войны, вынудили руководство СССР принять меры по укреплению безопасности государства и повышению его обороноспособности, что потребовало проведения новой реорганизации системы местных органов военного управления. В результате вместо корпусных, дивизионных, областных мобилизационных округов вновь стали создаваться военные комиссариаты в автономных республиках, краях, областях, городах и районах[10]. На эти структуры возлагались задачи по учету людских ресурсов, их военной подготовке, распределению по родам войск и призыву на действительную военную службу.

Согласно новому положению о военных комиссариатах общее руководство их деятельностью осуществлял Генеральный штаб, а на местах – военные советы военных округов. С целью обеспечения более тесной координации работы с местными органами власти военкоматы были включены в состав исполнительных органов власти всех уровней в качестве военных отделов. Это позволило значительно улучшить систему учета военнообязанных, призыва и условия мобилизации[11].

1 сентября 1939 г. внеочередная 4-я сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О всеобщей воинской обязанности», который закрепил кадровую систему строительства Вооруженных Сил СССР. Законом был снижен призывной возраст – до 18 лет для лиц, окончивших среднюю школу, и до 19 лет – для всех остальных. За счет этого образовывался дополнительный годовой контингент молодежи на случай войны. Сразу на 10 лет продлевалось и состояние в запасе, что увеличивало мобилизационные ресурсы на 10 возрастов.


Работа призывной комиссии.

Суровой проверкой советской системы местных органов военного управления в отношении надежности и эффективности формирования мобилизационных ресурсов стала Великая Отечественная война. Основным критерием соответствия этих органов своему предназначению стало обеспечение боеспособности армии. Для этого военкоматы должны были своевременно и в полном объеме проводить мобилизацию, поставку людских ресурсов и транспортных средств в войска с целью их мобразвертывания, восполнения потерь, а также создания стратегических резервов.

В первые дни войны Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о мобилизации с 23 июня 1941 г. военнообязанных 1905 – 1918 гг. рождения в 14 военных округах. 

Первая волна мобилизации завершилась к началу июля 1941 г. Несмотря на все сложности и огромное напряжение, местные органы военного управления обеспечили выполнение мобилизационных задач.


На призывном пункте. Июнь 1941 г.

По мере освобождения советской территории военкоматы обеспечивали там организацию и проведение мобилизации людских ресурсов. В октябре 1944 г. военными комиссариатами была осуществлена последняя в годы войны мобилизация призывников. Всего же с 22 июня 1941 г. по 1 мая 1945 г. было мобилизовано около 32 млн человек.

После окончания войны одной из ключевых задач стала демобилизация армии, которая насчитывал 11 365 тыс. человек[12]. 23 июня 1945 г. в Москве на XII сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии»[13].


Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии от 23 июня 1945 г.

С июля 1945 г. по март 1948 г. в шесть очередей было демобилизовано 33 призывных возраста рядового и сержантского состава общей численностью 8,9 млн. человек, тогда как на кадровой службе осталось около 2,9 млн человек[14]. Одновременно были уволены около 287 тыс. генералов и офицеров старших возрастов, специалистов народного хозяйства, а также офицеров, призванных в ходе войны из запаса или имевших ускоренную военную подготовку. Военные комиссариаты выполнили значительный объем работы по приему на воинский учет демобилизованных офицеров, сержантов и старшин, солдат и матросов, обеспечивали их первичную адаптацию, оказывали помощь в поиске родственников, мест жительства, подборе работы и др.

В послевоенное время в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. была введена плановая система начальной военной подготовки с юношами допризывного и призывного возрастов без отрыва от производства и учёбы. К концу 1960-х гг. сложился весь комплекс подготовки юношей к службе в армии. Все это положительно сказалось на повышении качества начальной военной подготовки и в целом на призыв в Вооруженные Силы СССР молодежи, владевшей, как правило, элементарными навыками военного дела и имевшей основательную общеобразовательную подготовку.

Опыт, полученный военными комиссариатами Советского Союза в 1945 − 1991 гг., был в определенной мере использован при строительстве и развитии Вооруженных Сил страны уже Российской Федерации.

В Положении о военных комиссариатах, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 979 от 19 августа 1994 г., впервые в новейшей истории России юридически были определены компетенция лиц, занимающих должности государственной службы и органов власти в области обороны, а также порядок воинского учёта и призыва на военную службу различных категорий граждан Российской Федерации. Согласно Положению военные комиссариаты создавались Министерством обороны РФ, являлись его территориальными органами в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также в районах и городах (без районного деления)[15].

Возрастание роли органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований в решении различных задач потребовало внесения изменений в функции и задачи военных комиссариатов. Это нашло отражение в новом Положении о военных комиссариатах, утвержденном Указом Президента РФ № 1372 от 15 октября 1999 г. Оно, в отличие от Положения 1994 года, предусматривало возможность Министерства обороны страны создавать военные комиссариаты по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Однако отсутствие единства в административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации влекло за собой неустойчивость и хаотичность системы военных комиссариатов. С целью устранения этих недостатков было разработано новое Положение о военных комиссариатах, утвержденное Указом Президента РФ № 1132 от 1 сентября 2007 г. Согласно этому Положению основу системы военкоматов составили военные комиссариаты в субъектах РФ и в муниципальных образованиях, а также объединенные военкоматы нескольких муниципальных образований.

С целью оптимизации структуры и состава военкоматов к 2009 г. реорганизации подверглись 1257 военных комиссариатов (около 60%), а за счет объединения их количество было сокращено на 662 единицы. В зависимости от объема выполняемых задач военкоматы были разделены на разряды. Все военные комиссариаты стали иметь типовую организационно-штатную структуру и включать отделы (отделения) по основным направлениям их деятельности. 31 мая 2006 г. Указом Президента РФ В.В. Путина № 549 был учрежден профессиональный праздник «День сотрудников военных комиссариатов», который теперь отмечается 8 апреля.

Обострение военно-политической обстановки в мире в начале второго десятилетия XXI в. потребовали от Российской Федерации проведения ряда адекватных мер по обеспечению военной безопасности. Это потребовало уточнения задач военных комиссариатов. Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 было утверждено очередное Положение о военных комиссариатах, которое определяло новую единую оптимизированную структуру военных комиссариатов.

5 июля 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 309, которым был внесен ряд изменений в ранее утвержденные «Положение о порядке прохождения военной службы и «Положение о военных комиссариатах». Этим Указом отделам военных комиссариатов по муниципальным образованиям вернули их историческое название, и они стали именоваться военными комиссариатами муниципальных образований.

В настоящее время военные комиссариаты своевременно и качественно решают задачи по поддержанию боевой и мобилизационной готовности. Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сергей Еременко,
кандидат исторических наук, начальник отдела
Научно-исследовательского института военной истории ВАГШ ВС РФ

________________________________________________

[1] Полное собрание законов Российской империи. 1-е собрание. (далее – ПСЗ РИ-1). Т. IV. Спб., 1830. № 2036. С. 291.

[2] Военная история Отечества с древних времен до наших дней. В 3 т. М., 1995. Т.  2. С. 75.

[3] Декреты Советской власти. Т. І. М., 1957. С. 66.

[4] Там же. Т. II. С. 63.

[5] Позднее комиссариаты по военным делам получили название военных комиссариатов (военкоматов).

[6]  РГАСПИ. Ф. 73. Оп. 34 10 1 об.

[7] Декреты Советской власти. Т. III. М., 1964. С. 108.

[8] РГВА. Ф. 7. Оп. 7. Д. 440. Л. 188., 216.

[9] Там же. Л. 1–2.

[10] РГВА. Ф. 4. Оп. 15а. Д. 462. Л. 11–15.

[11] РГВА. Ф. 39415. Оп. 1. Д. 21. Л. 9

[12] 50 лет Вооруженных Сил СССР. М., 1968. С. 174.

[13] 5 сентября 1945 г. постановлением СНК СССР данный закон был распространен и на войска 1-го, 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов.

[14] Советские Вооруженные Силы: История строительства. М., 1978. С. 374.

[15] Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4983.

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false