Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Кузница военной элиты России


Современный вид Военной академии Генерального штаба.

8 декабря исполняется 185 лет Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации. В 1832 г. в этот день – день ордена Святого Георгия Победоносца, – в присутствии императора Николая I в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Императорской Военной академии. (После смерти императора Николая I в 1855 г. она была переименована в Николаевскую академию Генерального штаба.)

На необходимость создания подобного учебного военного заведения впервые обратил внимание еще в начале 1750-х годов генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Тогда его предложение не получило практической реализации. Спустя почти век стало очевидным, что значительно возросшая роль штабной службы требует специально подготовленных офицеров. В 1830 г. военный теоретик и историк А.А. Жомини по поручению императора теоретически обосновал идею создания соответствующего научно-учебного заведения и разработал проект его устава.


Генерал Г.В. Жомини, автор проекта об учреждении Академии Генерального штаба.

Академия учреждалась для «образования офицеров к службе Генерального штаба и вящего распространения военных познаний». Она сразу же заняла центральное место в системе военного образования России. Были образованы две кафедры: тактики, а также военной истории и стратегии. Ведущей учебной дисциплиной считалась тактика, стратегия же преподавалась на втором курсе в совокупности с историей войн и военной литературой.

Положение об академии, принятое в 1893 г., подчеркнуло две ее основные задачи: распространение высшего образования в армии и подготовка офицеров к службе Генерального штаба, причем первая задача по замыслу становилась приоритетной. Новое Положение 1909 г., подтвердило и расширило ее задачи: во-первых, давать офицерам высшее военное образование; во-вторых, комплектовать выпускниками, окончившими академию по первому разряду, корпус офицеров Генерального штаба; в-третьих, развивать военную науку и распространять военные знания в армии.


Здание Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге.

Имперский период истории академии Генерального штаба длился 85 лет (с декабря 1832 по март 1917 года). Как ведущий военно-научный и военно-учебный центр страны, она внесла значительный вклад в теорию военного дела и российского военного искусства. В разное время здесь работали выдающиеся представители отечественной военной мысли – М.И. Драгомиров, Н.Н. Головин, Ф.И. Горемыкин, Л.И. Зедделер, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, Н.В. Медем, Д.А. Милютин, Н.П. Михневич, Н.Н. Сухотин, П.Я. Языков и др.

За это время в академии прошли обучение 4532 офицера русской армии и несколько десятков офицеров из Болгарии и Сербии. На них легла вся тяжесть подготовки войск и управления ими в боевые действия в войнах Российской империи второй половины XIX и начала XX века.

В 1917 г., когда общество оказалось расколотым, перед Академией и ее выпускниками встала сложнейшая проблема – какую сторону занять. Советская власть, утвердившаяся в результате Октябрьской революции 1917 г., попыталась сохранить Академию в качестве учебного учреждения своей военной организации. Так, на 1 января 1918 г. в Академии состояло 395 слушателей. В феврале того же года 230 слушателей были направлены в штабы Петроградского и Московского военных округов, на Кавказский фронт, где сыграли в целом положительную роль в организации отпора немецким и турецким войскам. Одновременно группа слушателей под руководством преподавателя академии полковника Б.П. Полякова по заданию Генерального штаба разрабатывала штаты и законоположения для Красной армии.

Но в августе 1918 г. почти весь преподавательский состав и большинство слушателей (393 из 530 человек) во главе с начальником академии перешли на сторону противников советской власти. В составе белогвардейских войск академия действовала в разных городах Сибири и закончила свое существование в 1922 г. Последний выпуск слушателей императорской академии Генерального штаба в количестве 30–35 человек состоялся в конце 1921 года во Владивостоке (на острове Русский).

7 октября 1918 г. Реввоенсовет Республики издал приказ о формировании Академии Генерального штаба Красной армии.  Торжественное открытие Академии Генерального штаба РККА состоялось, как и открытие Николаевской академии, 8 декабря. В 1832 году обучаться начинали 27 слушателей, в этот же раз – 183 человека. На торжественном открытии академии присутствовали председатель ВЦИК Я.М. Свердлов и нарком по военным делам Л.Д. Троцкий. Основной задачей академии являлась подготовка специалистов с высшим военным и специальным образованием для службы на штабных и командных должностях, которые должны были получить при этом также широкое общее образование. Документы со всей очевидностью свидетельствуют о функционировании с 1918 по 1922 г. на территории России одновременно двух академий Генерального штаба.

За время Гражданской войны и иностранной военной интервенции Академия Генштаба РККА подготовила большой отряд командиров из рабочих и крестьян. Многие ее выпускники командовали соединениями и объединениями Рабоче-крестьянской Красной армии и внесли весомый вклад в победу над внутренней контрреволюцией и иностранной военной интервенцией. Многие слушатели первых наборов тех лет стали в последующим известными советскими военачальниками, среди них – Я.И. Алкснис С.Н. Воронов, К.А. Мерецков, В.С. Попов, В.Д. Соколовский, И.В. Тюленев и другие.

После окончания Гражданской войны на первый план военно-кадровой политики выдвинулась задача укрепления среднего звена командного состава, значительная часть которого не имела необходимого военного и политического образования. С этой целью 5 августа 1921 г. Академия Генерального штаба была переименована в Военную академию РККА, главной задачей которой стала подготовка командного состава среднего звена. Однако в ее стенах, тем же составом преподавателей и на той же базе, продолжалась подготовка и высшего начальствующего состава сначала на Высших военно-академических курсах, затем на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава, а с 1931 г. ? на оперативном факультете.

Однако курсовая подготовка военных руководителей оперативного и стратегического уровней не соответствовала требованиям времени. 2 апреля 1936 г. советское руководство приняло решение воссоздать Академию Генерального штаба, возложив на нее подготовку командных кадров старшего и высшего звена Красной армии и разработку важнейших проблем военной науки. Народный комиссар обороны приказом от 11 апреля 1936 г. потребовал сформировать в г. Москве Академию Генерального штаба РККА и приступить к занятиям в ней с 1 сентября. Торжественное открытие академии (третье в ее истории) состоялось 1 ноября 1936 г. Тогда же начались и учебные занятия.

В стенах Академии был собран цвет отечественной военной науки, лучшие педагоги и методисты: комкор А.И. Верховский, комдив А.А. Свечин, дивизионный инженер Д.М. Карбышев, комбриг Е.А. Шиловский и другие. Первыми слушателями Академии стали 138 командиров, среди которых были комбриги Л.А. Говоров, П.А. Курочкин, Г.К. Маландин, полковники А.И. Антонов, И.Х. Баграмян, А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин ? будущие полководцы Великой Отечественной войны.

С 1936 по 1941 г. в академии, несмотря на все сложности, состоялось пять выпусков, которые дали Вооруженным Силам более 600 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена управления. Выпускники академии составляли основной костяк личного состава оперативных объединений, Генерального штаба и центральных управлений НКО. На них легло тяжелое бремя управления этими органами в годы Великой Отечественной войны. Многие из них стали известными военачальниками, военными учёными, внесшими большой вклад в становление и развитие советской военной науки. В числе выпускников академии были такие видные командиры и штабные работники, как А.И. Антонов, А.М. Василевский, В.С. Попов, К.А. Мерецков, В.Д. Соколовский, Ф.И. Толбухин, И.В. Тюленев, А.В. Хрулёв и многие другие.

В 30-е годы усилиями прежде всего ученых академии, была заложена основа советской военной науки. Выдающийся вклад в ее развитие внесли Г.С. Иссерсон, С.Н. Красильников, С.Г. Лукирский, А.А. Незнамов, В.Ф. Новицкий, А.А. Свечин, А.Е. Снесарев, В.К. Триандафиллов, и др. Учеными академии было разработано и издано свыше 100 научных трудов, учебников и пособий.

В межвоенный период Академия свою главную задачу выполнила. Ярким подтверждением тому служит победа советского военного искусства над искусством немецких стратегов в Великой Отечественной войне, творцами которой были, в том числе и выпускники академии.

Суровым испытанием на прочность всего советского народа и его Вооруженных Сил стала Великая Отечественная война С ее началом все слушатели и более 60% преподавателей академии были направлены в действующую армию, в центральные управления Наркомата обороны и аппарат Генерального штаба.

Деятельность Академии (в ноябре 1941 г. она эвакуировалась в Уфу, где находилась до ноября 1942 г.) сосредоточилась на подготовке по 6-месячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня. Одновременно шло изучение и обобщение опыта операций Великой Отечественной войны с внедрением его в учебный процесс и военно-научную работу.

В стенах академии (с апреля 1942 г. – Высшая военная академия) прошли обучение и переподготовку свыше 2 тыс. офицеров и генералов Красной Армии, которые составили кадровую основу командно-штабной системы фронтов, армий, корпусов и дивизий. Ее выпускники занимали высокие командные и штабные должности. руководили войсками фронтов, армиями, несли службу в Генеральном штабе, центральных управлениях Наркомата, а затем Министерства Вооруженных Сил и Министерства обороны СССР. Из них трое были начальниками Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (Б.М. Шапошников, А.М. Василевский и А.И. Антонов), С.М. Штеменко возглавлял Оперативное управление Генерального штаба, пятеро командовали войсками фронтов (И.Х. Баграмян, Н.Ф. Ватутин, Л.А. Говоров, Г.Ф. Захаров, П.А. Курочкин), 13 стали начальниками штабов фронтов и военных округов, 22 – командующими армиями, 265 – командирами дивизий, 82 – работали на ответственных должностях в Генеральном штабе, в управлениях фронтов и армий. 63 воспитанника академии стали Героями Советского Союза.

С декабря 1944 г. в Академии готовились руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. Учёными академии проделана огромная работа по обобщению опыта Великой Отечественной войны и развитию военной науки. Об этом свидетельствуют свыше 2 тыс. изданных научных трудов, учебников и пособий.

В послевоенный период Высшая военная академия (с 1958 года – Военная академия Генерального штаба Вооружённых Сил СССР) активно включилась в решение новых задач, связанных с революцией в военном деле, реорганизацией и техническим переоснащением Вооружённых Сил.

С октября 1945 г. она перешла на двухгодичный срок обучения. Была разработана новая структура академии, которая первоначально включала два основных курса и Высшие академические курсы. В 1946 г. открыт авиационный, а в 1949 г. – военно-морской и военно-исторический факультеты. Изменились функциональные задачи академии. Если в годы Великой Отечественной войны она готовила кадры для работы преимущественно в высшем тактическом звене, то теперь перешла на подготовку кадров оперативно-стратегического звена (от корпуса и выше). Центр тяжести в учебной программе переместился с тактических дисциплин на изучение оперативного искусства и стратегии.

В те годы в Академии обучались будущие Маршалы Советского Союза: С.Ф. Ахромеев, П.Ф. Батицкий, В.Г. Куликов, С.К. Куркоткин, Н.В. Огарков, В.И. Петров, Главный маршал авиации П.С. Кутахов, адмирал флота В.Н. Чернавин и другие известные советские военачальники.

Профессорско-преподавательский состав академии внес важнейший вклад в разработку принципиально новых основ подготовки и применения Вооруженных Сил в войнах с применением как ядерных, так и обычных средств поражения, развития оперативного искусства, теории и практики управления группировками войск, совершенствования всех видов обеспечения. Имена докторов наук и профессоров В.Я. Аболинса, П.К. Алтухова, И.И. Ануреева, Ф.Ф. Гайворонского, М.И. Галкина, М.А. Егорова, С.Н. Красильникова, Г.П. Лаврика, А.С. Музыченко, Л.И. Ольштынского, Н.Г. Павленко, В.Г. Рога, И.В. Тимоховича, Б.И. Хабарова и многих других по праву вписаны золотыми буквами в историю военной науки.

В 1992 г. состоялся последний выпуск слушателей советского набора.

С развалом Советского Союза у Академии Генерального штаба изменилась государственная принадлежность: она стала высшим военно-учебным и научным заведением Российской Федерации. Начался новый этап в ее истории. Академия продолжила подготовку квалифицированных военных кадров для Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, а также для армий ряда иностранных государств. Ее ученые участвовали в разработке военной доктрины Российской Федерации, уставных и других документов, регламентирующих деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время, вопросов обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, миротворчества и т. д.


Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин, Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу, начальник Академии генерал-полковник С.А. Макаров, в Петровском зале Академии. 27 февраля 2013 г.

Глубокие положительные сдвиги в организации Академии и ее деятельности произошли с приходом к руководству Вооруженными Силами Министра обороны С.К. Шойгу и начальника Генерального штаба В.В. Герасимова. Распоряжением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. Академия отнесена к военным образовательным учреждениям высшего профессионального образования. Ее Устав утвержден приказом Министра обороны РФ от 4 декабря 2015 года № 743.


Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу на торжественной церемонии выпуска слушателей 23 июня 2017 г.

Согласно Уставу, основной целью деятельности Академии является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и научной деятельности. Задачами академии являются: подготовка военных кадров в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, других министерств и ведомств, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области строительства и применения Вооруженных сил Российской Федерации и безопасности государства.

Учебный процесс в академии организует и координирует учебно-методический центр.

Обучение слушателей осуществляется на 3-х факультетах:

  • факультет национальной безопасности и обороны государства ведет подготовки специалистов в области обеспечения национальной безопасности и обороны государства для органов военного управления оперативного, оперативно-стратегического и стратегического уровня Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, воинских формирований, а также органов государственного и муниципального управления. С начала 2013–2014 учебного года на факультете осуществлен переход к подготовке офицеров с высшей оперативно-стратегической подготовкой по направлению «Национальная безопасность и оборона государства» с присвоением выпускнику квалификации – магистр, восстановлен двухгодичный срок обучения. Выпускники академии назначаются на командные, штабные и другие руководящие должности в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, в управления Министерства обороны, главные штабы и объединения видов Вооруженных Сил, объединения родов войск ВС.
     
  • факультет переподготовки и повышения квалификации осуществляет переподготовку и повышение квалификации военнослужащих по шести специальностям. С 2015 г. организована подготовка руководящего состава федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
  • специальный факультет выпускает военнослужащих иностранных государств по специальности «Военная безопасность государства». В учебные программы включены дисциплины: национальная безопасность, государственное управление, военное строительство и строительство вооруженных сил, военная стратегия, оперативное искусство, военное управление и другие. За свою историю специальный факультет подготовил почти четыре тысячи военнослужащих из более 50 государств мира. Двое его выпускников стали президентами, а 18 – министрами своих государств:

Обучение слушателей проводится профессорско-преподавательским составом двенадцати кафедр: государственного управления и национальной безопасности; военной стратегии; оперативного искусства; военного управления; разведки; строительства и применения ВКС; строительства и применения ВМФ; материально-технического обеспечения; информационной безопасности; истории войн и военного искусства; физической подготовки; иностранных и русского языков.

Указом Президента Российской Федерации № 779 от 12 декабря 2014 г. Академии предоставлено право самостоятельно разрабатывать и утверждать Федеральный государственный образовательный стандарт. С 1 сентября 2016 г. осуществлён переход к обучению слушателей по электронным учебникам, которые разработаны по всем учебным дисциплинам. В академии создана электронная библиотека, продолжается реализация инновационного проекта «Электронный вуз».

За последние годы проведена огромная работа по совершенствованию учебно-материальной базы. Ее основу составляют: автоматизированные пункты управления объединений видов Вооруженных Сил и родов войск, центр оперативной подготовки, информационно-вычислительный центр, лекционные залы, учебные аудитории слушателей, учебно-методические кабинеты кафедр, телевизионный центр, лингафонные кабинеты и студии звукозаписи. Реконструирован Центр военных игр, в котором с учётом всех новейших достижений в области создания информационных технологий оборудованы учебные командные пункты стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления. Всего в новом комплексе насчитывается около 250 учебных объектов. Для обеспечения их функционирования и решения проблем информатизации учебного процесса, военно-научной работы и повседневной деятельности академии при кафедре управления войсками был создан объединенный учебный автоматизированный командный пункт.


Здание Военной академии Генерального штаба с высоты птичьего полета.

Координация научной работы и подготовка кадров высшей научной квалификации возложена на научно-исследовательский центр.

Основными научными подразделениями академии являются:

  • научно-исследовательский институт (военной истории), который проводит фундаментальные, проблемно-поисковые и прикладные исследования в области всеобщей и отечественной военной истории;


Начальник Института военной истории ВАГШ И.И. Басик представляет министру образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой, выступившей на курсе «Армия и общество», атлас-справочник «Краткая история Российской армии». 19 мая 2017 г.

  • военный институт (управления национальной обороной), к основным видам деятельности которого относятся образовательная и научно-исследовательская деятельность в области управления национальной обороной;
     
  • центр военно-стратегических исследований, занимающийся проблемами военного строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, а также разработкой, апробацией и координацией основополагающих уставных документов Вооруженных Сил Российской Федерации;
     
  • научно-практический центр (профессиональной ориентации и отбора на военную службу), выполняющий исследования в интересах развития теории и внедрения методов военно-профессиональной ориентации и профессионального отбора призывников и военнослужащих;
     
  • научно-исследовательская лаборатория (исследования образовательного процесса), которая проводит анализ состояния образовательного процесса, вырабатывает рекомендации и предложения по его совершенствованию.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров осуществляется в докторантуре, адъюнктуре и путем соискательства. В академии функционируют пять диссертационных советов, которые принимают к защите диссертации по восьми научным специальностям в пяти отраслях наук – военной, философской, политической, экономической и исторической. В них только в этом году защищены три докторские и девять кандидатских диссертаций. В настоящее время в академии в рамках приоритетных научных направлений, спланированных для Вооружённых Сил Российской Федерации, функционируют 14 научных школ.

В последние годы ученые Академии активно и целенаправленно стремятся определить возможный образ будущих войн. Они изучают войны нового поколения, например, сетецентрические, гибридные и др., формы использования Вооруженных Сил в так называемых оранжевых революциях», опыт контртеррористической операции в Сирии, в том числе в ходе полевых командировок в район боевых действий.  Свои обобщения и выводы они внедряют в учебный процесс, вооружая слушателей знаниями современных особенностей военного строительства и военного искусства.


Начальник Центра по примирению враждующих сторон в Сирийской Арабской Республике генерал-лейтенант С.В. Кураленко. Апрель 2016 г.

Научные исследования, проводимые сотрудниками Академии, направлены на упреждающее решение проблем военной безопасности России, строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил во взаимодействии с другими войсками и органами Российской Федерации. Ныне Академия – признанный центр научных исследований в области обороны и обеспечения национальной безопасности государства, организации межведомственных и межвузовских научных дискуссий по важнейшим вопросам военной науки, организации учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации.

На ее базе постоянно проводятся научные и научно-практические конференции не только в масштабах Вооруженных Сил страны, но и далеко за их рамками. Например, в марте 2017 г. на ее базе состоялась международная конференция по вопросам противодействия терроризму с участием начальников генеральных штабов вооруженных сил государств-участников СНГ. В августе 2017 г. в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2017» в Академии были организованы круглые столы по характерным чертам и особенностям современным войнам и вооруженным конфликтам и по опыту выполнения задач группировками войск (сил) в Сирийской Арабской Республике. В октябре она организовала межведомственную научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы управления национальной обороной», а несколько ранее провела межведомственные семинары «Факторы, влияющие на управление обороной Российской Федерации» и «Актуальные вопросы управления национальной обороной».

Академия расширяет сотрудничество с научно-исследовательскими организациями. страны. Так, 25 января 2017 г. она заключила Соглашение о долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве с Главным научно-исследовательским вычислительным центром Президента Российской Федерации. Сотрудники академии входят в состав научного Совета Безопасности Российской Федерации, экспертных групп Военно-промышленной комиссии РФ, научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ по проблемным вопросам создания робототехнических комплексов военного и специального назначения, экспертного совета Национального центра развития технологий и базовых элементов робототехники Фонда перспективных исследований Правительства Российской Федерации.

Профессорско-преподавательский состав и научные работники академии регулярно участвуют в ежегодном конкурсе Министерства обороны на лучшие научные работы. Так, в 2016 г. они представили 23 научные работы (96% их общего числа), шесть из них были удостоенных премии Министра обороны Российской Федерации. На конкурс работ, выполненных слушателями представлено 26 работ (76%), три из них награждены премией Министра обороны.

Социальная роль и функции Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации не замыкаются на осуществлении учебной и научной деятельности. Важным направлением в работе Академии является патриотическая, воспитательная и просветительская работа с населением. Ее профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники и слушатели выступают с многочисленными лекциями и докладами перед самой разной аудиторией, участвуют в радио- и телепередачах, читательских конференциях по военной проблематике.

Академия сотрудничает с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия». В Академии состоялся День открытых дверей для воспитанников Московского суворовского военного училища, прошла церемония принятия школьников в ряды военно-патриотического движения «Юнармия». Совместно с воинской частью Западного военного округа она провела акцию «Обращение к потомкам», посвященная 72-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Подобные мероприятия военно-патриотической направленности в подшефных образовательных учреждениях стали доброй традицией Военной академии Генерального штаба ВС РФ.


Торжественная церемония принятия в ряды «Юнармии» в Петровском зале Академии. 17 мая 2017 г.

* * *

185 лет функционирует Академия Генерального штаба. В эти годы произошло много сложных, порой драматических событий в нашей стране и мире. Под их влиянием неоднократно менялись ее статус и название. В истории академии были периоды всеобщего государственного и общественного признания ее заслуг и времена забвения и даже отрицания ее роли в обеспечении военной безопасности страны. Но она всегда оставалась востребованной как высшее военно-учебное заведение и, как таковая, успешно решала задачи своего предназначения – вести подготовку специалистов высшей квалификации в области военного управления.

За заслуги в обеспечении безопасности государства, укреплении его обороноспособности и подготовке высококвалифицированных военных кадров Военная академия Генерального штаба награждена орденами Суворова 1-й степени (1945), Ленина (1968), Красного Знамени (1986), Кутузова (23 мая 2015) и девятью орденов иностранных государств.


Министр обороны Российской Федерации генерал армии С.К. Шойгу вручает Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации орден Кутузова. 19 июня 2015 г.

Олег Бельков,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ,
доктор философских наук, профессор

Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false