Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

День моряка-подводника

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации № 253 от 15 июля 1996 г. «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности» день 19 марта объявлен Днём моряка-подводника.

Дата была выбрана неслучайно. 19 марта (по старому стилю 6 марта) 1906 г. в Царском селе морской министр адмирал А.А. Бирилёв представил императору Николаю II доклад о внесении изменений в классификацию судов военного флота, утверждённую 30 декабря 1891 г., на включение новых разрядов судов: «а) посыльных судов, в каковой разряд зачислить крейсера «Алмаз», «Азия», пароходов «Дозорный» и «Разведчик»; б) подводных лодок, куда зачислить все миноносцы подводного плавания.» Императором Николаем II было дано «Высочайшее соизволение».


Доклад морского министра адмирала А.А. Бирилёва
 с высочайшим соизволением императора Николая II, 1906 г.

Об этом свидетельствует приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта (11 марта) 1906 г., подписанный лично морским министром адмиралом А.А. Бирилёвым. В приказе, в частности, говорилось: «Государь Император (Николай II), в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил… включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки».

В новый класс боевых кораблей русского флота – подводные лодки – были включены подводные миноносцы «Дельфин» и типа «Касатка» (6 единиц) российской постройки, а также субмарины «Форель», типов «Сом» (7 единиц) и «Осётр» (6 единиц) иностранной постройки.

На рубеже XIX–XX вв. практически все ведущие державы только приступили к строительству подводного флота, наиболее последовательную работу над созданием подводных лодок вела Франция. Субмарины, оснащённые комбинированной двигательной установкой (паромашинно-электрической) и вооружённые торпедами, должны были обеспечивать оборону приморских направлений во взаимодействии с береговыми укреплениями и минными полями.

В России в 1834 г. по проекту русского инженера К.А. Шильдера была построена первая подводная лодка, снабжённая перископом, вооружённая шестовой миной, зажигательными и фугасными ракетами.

В 1866 г. по проекту И.Ф. Александровского создана первая в мире подводная лодка, снабжённая механическим двигателем, работающем на сжатом воздухе. Первая серия отечественных подводных лодок (50 единиц) заказана Военным ведомством в 1880 г. для обороны приморских крепостей. Проект разработан в 1878 г. русским инженером С.К. Джевецким. Подводная лодка этой серии приводилась в движение педальным приводом, соединённым с винтом. Им же в 1884 г. построена первая подводная лодка с электрическим двигателем и питанием его от аккумуляторной батареи, оснащённая усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха.


Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки С.К. Джевецкого,
Военно-Морской музей, Санкт-Петербург

Первой российской подводной лодкой, вошедшей в состав флота, был «Дельфин». В декабре 1900 г. Морское ведомство организовало комиссию для проектирования ныряющих миноносцев в которую вошли три специалиста: старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов (по кораблестроению); старший инженер-механик Иван Семёнович Горюнов (по механике); лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев (по электротехнике).

Работы над проектом миноносца «№ 113» начались в первых числах мая 1901 г. в Опытовом судостроительном бассейне. В июле доработанный проект был утверждён, и вскоре Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу выдали заказ на постройку, назначив главным строителем И.Г. Бубнова. Рабочие чертежи составлялись в конструкторском бюро Балтийского завода (позже это бюро будет преобразовано в отдел подводного плавания, сменит множество наименований, его приемником станет Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»).

В сентябре 1901 г. была произведена закладка миноносца «№ 113», а в марте 1902 г. его зачислили в списки флота как миноносец «№ 150». Командиром назначили М.Н. Беклемишева. В июне 1903 г. начались ходовые испытания, которые окончились в октябре. В конце мая 1904 г. миноносец «№ 150», вооружённый двумя торпедами, был переименован в «Дельфин».


Император Николая II принимает доклад командира «Дельфина»
 М.Н. Беклемишева, Балтийский завод, 1904 г.

Русско-японская война 1904–1905 гг. стала первой в мировой истории, в которой принял участие новый, еще официально не признанный класс военных кораблей – подводные лодки. Серия подводных лодок из 13 единиц, так называемая «рыбья серия» (по названиям «Дельфин», «Скат», «Налим», и т. д.), в 1904 г. была переброшена по железной дороге на Дальний Восток для участия в войне с Японией. Боевых столкновений с японским флотом подлодки не имели, но их наличие, о котором врагу было известно, заставило японцев вести себя в водах близ Владивостока весьма осторожно, несмотря на господство на море, завоёванное в Цусимском сражении.

Сложность и специфика применения нового класса кораблей – потребовали введения специальной подготовки личного состава – уже 9 апреля (27 марта) 1906 г. был учреждён Учебный отряд подводного плавания при порте Императора Александра III в Либаве (Лиепая).

Здесь же в 1911 г. сформировано первое соединение флота России – бригада подводных лодок в составе Морских сил Балтийского моря. Бригада включала в себя 11 подводных лодок, а также плавучие базы «Европа» и «Хабаровск».

В Первую мировую войну 1914–1918 гг. подводные лодки широко применялись для уничтожения боевых кораблей противника и нарушения его морских коммуникаций. К концу войны подлодки окончательно сформировались в самостоятельный род сил ВМФ, способный решать как тактические, так и некоторые оперативные задачи.

До 1917 г. в строй были введены 73 подводные лодки, из них 50 – построены на русских заводах, 23 – приобретены за рубежом. В Первую мировую и Гражданскую войны погибло 28 российских подводных лодок. В ходе Первой мировой войны русскими подводниками, совместно с группой английских лодок, находящихся в оперативном подчинении Балтийского флота, торпедным и артиллерийским оружием потоплено 5 боевых кораблей противника (2 крейсера, 1 прорыватель заграждений и 2 сторожевых корабля) и 40 грузовых судов (включая военные транспорты).

31 августа 1919 г. подводная лодка Рабоче-крестьянского Красного Балтийского флота «Пантера» под командованием А.Н. Бахтина обнаружила и уничтожила двумя торпедами стоящий на якоре английский эсминец «Виктория», после чего смогла уйти от преследования британской эскадры. Это стало первым успехом советского подводного флота.

В период с 1918 и вплоть до 1926 г. в отечественном подводном кораблестроении наступила затянувшаяся почти на десятилетие пауза.

После завершения Гражданской войны, в межвоенный период, в стране началось активное строительство подводного флота, пик которого пришёлся на 1936 г. За период с 1930 по 1939 г. для флота СССР было построено более 20 больших, 80 средних, 60 малых подводных лодок и 20 подводных минных заградителей. К началу Великой Отечественной войны в составе четырёх флотов имелось 218 подводных лодок, из них 211 советской постройки. Самыми массовыми среди них стали субмарины различных серий типа «Щ» и «М», всего было построено 86 и 153 корабля соответственно, часть из них сдавалась в ходе войны и в послевоенный период..


Подводные лодки типа «М» XV серии «М-205», «М-206», «М-215» и «М-216» в базе, 1949 г.

Организационно подводные лодки сводились в бригады и дивизионы. Управлял ими командующий флотом, боевую и повседневную деятельность контролировал отдел подводного плавания флота. В январе 1943 г. было создано управление подводного плавания Наркомата ВМФ. Задачи подлодок и районы их боевых действий определялись военным советом флота. В Великую Отечественную войну Военно-Морской Флот СССР потерял 91 подводную лодку. Советские подводники потопили 32 боевых корабля и 125 судов противника, кроме того, 25 судов и 3 боевых кораблей получили повреждения. Причём некоторые суда получили столь сильные повреждения, что только близость береговых отмелей спасла их от гибели.

В первое послевоенное десятилетие подводные лодки вооружили радиолокационными и гидроакустическими средствами наблюдения, новыми образцами торпед и мин. В 1955 г. из акватории Белого моря был произведён первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки – подводный флот стал ракетно-ядерным.

Переломным этапом в истории советского Военно-Морского Флота явилось внедрение на подводные лодки в 50-х гг. ядерных энергетических установок. Благодаря этому они получили практически неограниченную автономность плавания.

Первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка – «Ленинский комсомол», первоначально «К-3». Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 г. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. В июле 1962 г. впервые в истории советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса, а 17 июля 1962 г. впервые в истории советского подводного флота всплыла в районе Северного полюса.


Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол», 1958 г.

Уже к 1961 г. ВМФ СССР имел 9 атомных лодок: 4 ракетные и 5 торпедных. Всего Советским Союзом построено 243 атомные и свыше 1000 дизельных подводных лодок различных классов. С 1967 по 1992 г. флоту сдано 48 многоцелевых атомных субмарин – представителей самой массовой серии по проекту 671 различных модификаций (671, 671РТ, 671РТМ). Часть из них до сих пор входят в состав ВМФ России.

В октябре 1959 – марте 1960 г. группа дизель-электрических подводных лодок совершила переход с Северного на Тихоокеанский флот южным маршрутом через Атлантический и Индийский океаны, вокруг Австралии на Камчатку. В феврале – марте 1966 г. группа атомных подводных лодок Северного флота осуществила переход вокруг мыса Горн на Тихоокеанский флот в подводном положении. Такие походы в последующем неоднократно повторялись.

В середине 60-х гг. в период холодной войны появилась новая форма применения ВМФ – боевая служба, в ходе которой заблаговременно проводилось развёртывание боеготовых сил флота, в первую очередь стратегических ракетных подводных лодок в удалённые районы Мирового океана. Для руководства силами на боевой службе в мае 1965 г. в Средиземном море сформировано первое временное нештатное оперативно-тактическое соединение (14-я эскадра) из кораблей и подводных лодок Северного и Черноморского флотов. В июне 1967 г. это соединение оказалось в эпицентре арабо-израильского конфликта, так называемой «шестидневной войны», что позволило СССР активно влиять на её ход. Используя полученный опыт, на её базе была создана штатная 5-я Средиземноморская оперативная эскадра. Советские подводники принимали участие: в Карибском кризисе 1962 г., обеспечении космических программ в Индийском океане, манёврах ВМФ «Океан» в апреле – мае 1970 г.

Основу ВМФ России составляют Морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В настоящее время созданы группировки: атомных подводных крейсеров с баллистическими ракетами, основу их составляют лодки проекта 667БДРМ, атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами – проекта 949А, многоцелевых атомных подводных лодок – проекта 971. Они способны с высокой эффективностью решать задачи поражения наземных объектов, группировок надводных целей, в том числе авианосных соединений, вести борьбу с подводными лодками противника.


Атомный подводный крейсер проекта 667БДРМ на всплытии
 


Подводная лодка проекта 949А «Смоленск» на входе в базу

В наши дни российские подводники, сохраняя традиции отечественного флота, продолжают нести службу в морях Мирового океана, осваивают новые образцы вооружения и техники. С первого десятилетия XXI в. на вооружение ВМФ России начали поступать новые подводные лодки различного предназначения

 
Атомный подводный крейсер проекта 955 «Александр Невский» в бухте Крашенинникова, Камчатка

8 декабря 2015 г. из акватории Средиземного моря с подводной лодки Черноморского флота «Ростов-на-Дону» был нанесен удар из подводного положения крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по расположению боевиков ИГИЛ на территории Сирии.


Дизельная подводная лодка «Ростов на Дону» в Средиземном море, декабрь 2015 г.
 

Андрей Баранов, научный сотрудник
Научно-исследовательского института военной истории
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации

Наверх
ServerCode=node3 isCompatibilityMode=false