Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte

18 мая — День Балтийского флота

Строительство военно-морского флота на Балтике определялось военно-политическими целями Российского государства, поставленными на период ведения войны со Швецией, начавшейся в 1700 г. Важнейшей из них являлся выход России к побережью Балтийского моря. Для достижения этой цели необходимо было разгромить шведские озерные флотилии и овладеть приморскими крепостями, и именно для этого были необходимы военные суда. В 1702 г. на новгородской и псковской верфях началось строительство кораблей. К тому моменту структура предполагаемых морских соединений еще не была определена.

Овладение 11 (22) октября 1702 г. русскими войсками крепостью Орешек, расположенной в устье Невы, существенно изменило военно-политическую ситуацию в регионе. Это событие, по существу, подготовило условия для перевода вопроса о создании регулярного флота на Балтийском море в практическое русло. Заложенные в конце 1702-го — начале 1703 гг. на Сясьской верфи 2 новых фрегата, в дополнение к уже заложенным там 4 фрегатам, изначально предназначались не для Ладожского озера, а для формирования корабельного состава будущего флота на Балтике.

Указом Петра I от 13 (24) января 1703 г. было предписано построить еще 6 фрегатов. Ближе к марту Петр I пришел к выводу о необходимости создания более мощного соединения на Балтике, чем предполагалось ранее. В том же году им был составлен судовой список, который с полным основанием можно считать программным документом строительства Балтийского флота.

В нем определялись количественный и качественный состав судов, необходимых для флота: «12 кораблей, 10 шнав, 3 флейта, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмак, 10 шкун, 10 галер». Однако дата написания этого документа осталась неизвестной, в связи с чем при установлении дня основания Балтийского флота пришлось использовать определенное допущение. Наиболее приемлемой датой определено 7 (18) мая 1703 г. — день победы 30 российских лодок с двумя ротами Семеновского и Преображенского полков под командованием Петра I над двумя шведскими военными судами «Гедан» и «Астрильд».


Л.Д. Блинов. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы 7 мая 1703 года. Центральный военно-морской музей (ЦВММ)

Тогда 5 (16) мая указанные шведские суда, из эскадры Г. Нуммерса, не зная о том, что крепость Ниеншанц находится в руках русских, подошли к ней и стали на якорь. Петр решил воспользоваться неосторожностью неприятеля. Отряд русских гвардейцев, посаженный на 30 лодок, под командованием самого царя и А.Д. Меншикова в ночь на 7 (18) мая внезапно атаковал суда и захватил их. На судах находилось 18 пушек. Из 77 человек было пленено 19, остальные 58 человек убиты.

Этот бой являлся первым вооруженным столкновением на Балтике, имел большой резонанс и важное символическое значение в истории создания Балтийского флота. В честь победы выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает». Военный совет наградил Петра I и Меншикова орденами Андрея Первозванного, а все участники боя удостоились наградных медалей (офицеры — золотых, солдаты — серебряных).


Наградная медаль «Небываемое бывает». Медальер Ф. Алексеев

Со взятием Ниеншанца Россия получала выход в Балтийское море. Открывалась возможность для налаживания торговых связей с другими странами. Встал вопрос о защите устья Невы. В журнале Петра I есть такая запись: «По взятии Канец (Ниеншанца. — Авт.) отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить, или иное место удобнее искать (понеже оный мал, далеко от моря, и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать новаго места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место остров, который назывался Люст Еланд (то есть Веселый остров), где в 16 день мая крепость Петропавловская заложена и именована Санктпетербург». Так 16 (27) мая 1703 г. был основан город Санкт-Петербург, ставший позднее новой столицей Российского государства.


А. Шарлемань. Заложение Санкт-Петербурга. 1703 г.

Весной 1703 г. с целью надежного прикрытия подступов к устью Невы и Санкт-Петербургу близ острова Котлин была построена крепость Кроншлот, вооруженная 14 орудиями. На Котлине установили артиллерийскую батарею из 60 орудий.

В конце мая — начале июня 1703 г. русские войска овладели крепостями Ям, Копорье. Тем самым враг был изгнан с территории древней Ижорской земли. Во всем этом была немалая заслуга и молодого Балтийского флота.


М.В. Петров-Маслаков. Приход первого фрегата Балтийского флота «Штандарт» в Санкт-Петербург в 1703 г.

В 1704 г. в Санкт-Петербурге было основано адмиралтейство. Дальнейшее стремительное развитие российских морских сил на Балтике привело к созданию сильного флота Балтийского моря, разделенного на несколько эскадр с разными местами базирования. Главной задачей флота стала оборона столицы с моря.

Строящийся флот отвечал всем требованиям времени. Основными классами парусных судов были линейные корабли и фрегаты. Линейный корабль имел водоизмещение 1–2 тыс. т, трехмачтовое парусное вооружение, 2–3 батарейные палубы (деки), на которых устанавливалось 52–90 пушек 24-, 12- и 6-фунтового калибра. Фрегат имел 1–2 батарейные палубы и вооружался 25–44 орудиями.


Галера петровских времен. Фрагмент гравюры А. Зубова «Прешпект вверх по Неве». 1721 г.

Основным типом гребного судна стала скампавея. Она благодаря большей легкости и лучшей маневренности по своим мореходным качествам выгодно отличалась от западноевропейских галер. Это было особенно важным для действий в шхерных районах Финского и Ботнического заливов. Скампавея имела до 18 пар весел, 3–5 пушек 12-, 8- и 3-фунтового калибра и до 150 человек экипажа.

С 1703 по 1709 г. на Балтике было введено в строй 15 фрегатов, 13 шняв, 3 бомбардирских и 44 других более мелких парусных судов. Шхерная флотилия состояла из 114 гребных судов: 2 прамов, 91 бригантины, 21 галеры и полугалеры.


С.Д. Всеволожский. Смотр флота на Неве. ЦВММ

После 1709 г. были оборудованы базы флота в Кронштадте, Выборге и Ревеле. Основными классами боевых судов, базировавшихся в этих базах, стали линейные корабли и фрегаты. К концу войны Россия почти в два раза превосходила Швецию по численности линейных кораблей.


Крепость Кронштадт. 1780 г. Акварель

Балтийский флот сыграл важную роль в войнах XVIII в. Его история отмечена громкими победами в Гангутском (1714), Гренгамском (1720), , Гогландском (1788), Ревельском и Выборгском (1790) и др. сражениях.


Л. Каравак. Портрет Петра I на фоне объединенной русско-англо-голландско-датской эскадры, которой он командовал в августе 1716 г.

Эскадры Балтийского флота участвовали в реализации политики вооруженного нейтралитета в 1780-х гг., в 1-й и 2-й Архипелагских экспедициях, в ходе которых были одержаны блестящие победы в Чесменском (1770), Афонском (1807) и Наваринском (1827) сражениях. В начале ХХ в. корабли Балтийского флота совершили беспримерный переход на Дальний Восток в составе 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр.


Памятник Петру I, основателю Кронштадта. Открыт в годовщину Полтавской победы 27 июня 1841 г. Отлит П.К. Клодтом по модели Т.И. Жако

Моряки Балтийского флота прославили Россию великими географическими открытиями и кругосветными плаваниями. Это в первую очередь относится к открытию русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева Антарктиды (1820).


Памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену. Кронштадт. Установлен 11 сентября 1870 г. Скульптор И.Н. Шредер, архитектор И.А. Монигетти

К концу XIX в. Балтийский флот был одним из самых сильных флотов мира. Восстановленный в численности после неудачной Русско-японской войны 1904–1905 гг. Балтийский флот принял активное участие в Первой мировой войне.

Из кораблей Балтийского флота, переведенных на Север, 1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 г. в Северный флот.

Неоценим вклад балтийцев в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Уже в первые дни войны дальняя авиация Балтийского флота нанесла бомбовый удар по Берлину. Корабли флота участвовали в защите города на Неве, в последующем активно действовали на коммуникациях противника и содействовали Красной Армии на приморских направлениях.

Балтийский флот награжден двумя орденами Красного Знамени (1928 и 1965). С Балтийским флотом связаны имена Петра I (адмирала Петра Михайлова), Ф.М. Апраксина, К.И. Крюйса, Г.А. Спиридова, С.К. Грейга, А.И. Круза, В.Я. Чичагова, Д.Н. Сенявина, Н.О. фон Эссена, В.Ф. Трибуца и многих других. И сегодня он является сильным оперативно-стратегическим объединением ВМФ России на северо-западном направлении.


Кронштадтский морской Николаевский собор. Храм-памятник морякам, прославившим Российский флот. Сооружен на Якорной площади Кронштадта по проекту архитектора В.А. Косякова. Освящен 23 июня 1913 г.


Капитан 1 ранга Владимир Овчинников,
ведущий научный сотрудник 11 отдела 1 управления
Научно-исследовательского института (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат исторических наук

ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false