Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Кабанов Павел Алексеевич

Биография

КАБАНОВ Павел Алексеевич [29.6(11.7).1897, Санкт-Петербург – 27.02.1987, Москва], советский военный деятель, генерал-полковник технических войск (1960). Герой Социалистического Труда (5.11.1943).

Родился в семье рабочего камнетёсной мастерской. Окончил начальную трехлетнюю школу, работал вместе с отцом, затем учеником жестянщика. В мае 1916 г. П.А. Кабанов мобилизован в армию и зачислен рядовым в запасно-броневой автомобильный дивизион, дислоцированный в Петрограде. В его составе прослужил вплоть до апреля 1918 г., затем после демобилизации работал токарем на заводе. Участник революционных событий Октябрьской революции. В июле 1918 г. призван в Красную армию и зачислен красноармейцем в 1-ю железнодорожную роту. В период Гражданской войны в составе роты участвовал в восстановлении железнодорожных мостов и путей в Прибалтике и Белоруссии, принимал участие в обеспечении боевых действий на Западном фронте против польской армии, был парторгом роты и помощником комиссара железнодорожного дивизиона. С июня 1921 г. по февраль 1922 г. – участвовал в подавлении кулацких мятежей, а также в боях с белофиннами в Карелии. В послевоенный период продолжал командовать взводом в составе 1-го железнодорожного полка Петроградского ВО, с ноября 1923 г. был политруком роты в 1-м железнодорожном батальоне. После окончания в 1925 г. повторных курсов начсостава при школе ВОСО в Ленинграде назначен командиром роты мастерских 2-го железнодорожного полка. В октябре 1927 г. направлен на учёбу на Курсы усовершенствования командного состава при той же школе, а по их окончании вернулся в полк, начальник полковой школы. С мая 1930 г. – слушатель Военно-транспортной академии РККА в Москве. По завершении учёбы с мая 1936 г. проходил службу в 3-м железнодорожном полку Белорусского ВО (с июля 1938 г. – Белорусского особого ВО), помощник командира полка по технической части. С ноября 1937 г. – командир полка. С 27 января 1939 г. командовал 5-й бригадой в составе Особого корпуса железнодорожных войск РККА на Дальнем Востоке. Бригада построила железнодорожную линию через хребет Сихотэ-Алинь. В марте 1941 г. бригада была переброшена на западную границу в район Львов – Тернополь – Перемышль для строительства железнодорожных путей в приграничной полосе.

Участник Великой Отечественной войны с лета 1941 г. В первые месяцы войны бригада под командованием полковника П.А. Кабанова выполняла задачи по восстановлению разрушенных вражеской авиацией объектов железнодорожного транспорта, обеспечению бесперебойной подачи фронту эшелонов с вооружением, топливом и боеприпасами, уничтожением и эвакуацией железнодорожного имущества при отходе Красной армии. В январе 1942 г. Кабанов был назначен начальником железнодорожных войск Юго-Западного фронта. В августе 1942 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майора технических войск с назначением начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ № 3 (УВВР-3), отвечавшего за все работы по строительству и восстановлению железнодорожных магистралей в полосе Южного и Юго-Западного фронтов. Подразделения Управления проделали огромную работу по восстановлению и строительству мостов, железнодорожных путей сообщений, железнодорожных магистралей. Благодаря их работе советским войскам удалось нанести серьёзный урон противнику. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Кабанову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В боевой характеристике на него, подписанной начальником железнодорожных войск в ноябре 1943 г., было отмечено, что «руководя восстановительными работами и командуя железнодорожными частями 1-го Украинского фронта, генерал-майор технических войск тов. Кабанов проделал исключительно большую работу по организации восстановительных работ и руководству ими. Железнодорожные части и спецформирования НКПС под руководством тов. Кабанова восстановили около 1400 километров главного пути». В разгар битвы за Днепр в начале ноября Кабанов получил приказ соорудить железнодорожный мост через Днепр для обеспечения войск Воронежского фронта. На его возведение отводилось всего 20 суток. Однако сумев правильно организовать использование имевшихся в его распоряжении сил и средств, активно используя помощь местного населения и инициативу подчинённых, Кабанов сумел выполнить приказ за 14 суток. В сентябре 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта технических войск. Части УВВР-3 обеспечивали успешное наступление в ходе битвы за Правобережную Украину, во Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской и Берлинской операциях. 2 апреля 1945 г. приказом НКПС П.А. Кабанов был назначен начальником Главного управления военно-восстановительных работ НКПС и начальником железнодорожных войск НКПС (с 13 марта 1950 г. – Главное управление железнодорожных войск).

После войны генерал-лейтенант технических войск П.А. Кабанов продолжал руководить этим управлением. Постановлением Совета министров СССР от 4 августа 1954 г. он был назначен заместителем министра транспортного строительства, а в феврале 1955 г. утверждён начальником железнодорожных войск Главного управления железнодорожных войск. В апреле 1957 г., в связи с переформированием Главного управления железнодорожных войск в Управление железнодорожных войск, П.А. Кабанов был назначен начальником этого управления. 7 мая 1960 г. ему было присвоено воинское звание генерал-полковника технических войск. С февраля 1965 г. – начальник Центрального управления железнодорожных войск. В послевоенные годы под его командованием воины-железнодорожники построили железнодорожные магистрали Пермь – Кизел, Абакан – Тайшет, а также Западно-Карельскую и Трансмонгольскую магистрали.  С 1968 г. в отставке. С 31 декабря 1968 г. в отставке. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Награждён 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, орденом Кутузова 1-й ст., двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями, а также Почётным оружием с изображением Государственного герба СССР.


Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false