Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Славороссов (Семененко) Харитон Никанорович

Биография

Славороссов (Семененко) Харитон Никанорович [11(23).10.1886, дер. Домошлино Черниговской губ., – 1941], один из первых российских летчиков. Герой Франции (1916).

Родился в крестьянской семье. Первичное образование получил в земской школе и ремесленном училище. После окончания школы корабельных машинистов-механиков Русского общества пароходства и торговли машинистом плавал по Черному морю на судах компании. Позднее работал в веломастерской и занимался велосипедным спортом. Во время состязаний на одесском велотреке познакомился с будущими авиаторами М.Н. Ефимовым и С.И. Уточкиным. В 1910 г. работал механиком в авиационной школе общества «Авиата» князя С. Любомирского в Варшаве. По возвращении в Одессу восстановил до лётного состояния аэроплан Одесской авиашколы «Фарман-IV» и на нём овладел мастерством пилота. В августе 1911 г. сдал экзамен и получил диплом за № 41 Всероссийского аэроклуба. В дальнейшем много летал с демонстрационными полетами и участвовал в авиасоревнованиях. На состязаниях в Вене в 1912 г. выиграл несколько крупных призов и занял третье место в общем зачёте. После этого получил приглашение работать испытателем в Италии на фирме «Капрони». Добровольцем в составе 1-го авиационного полка французской армии участвовал в Первой мировой войне, сержант. Неоднократно летал на воздушную разведку. Во время одного из полетов заметил, как возвращаясь из разведки, был подбит и сел на вынужденную посадку на фронтовой нейтральной полосе французский самолет. Славороссов посадил свой аэроплан рядом с французом, вытащил оттуда оставшегося в живых пассажира и, перенеся в свой, взлетел под обстрелом врага. Спасенный оказался известным французским врачом, спортсменом и депутатом от департамента Луары, сенатором Э. Реймоном, доставившим важные сведения. За этот геройский поступок французское командование наградило русского летчика Военной медалью, а за участие в битве при Вердене его награждают Военным крестом. В 1915 г. возвратился в Россию, работал на авиазаводе В.А. Лебедева летчиком-испытателем. В дальнейшем инструктор летной школы и начальник ополченческой Автомобильно-авиационной дружины.

После Октябрьской революции 1917 г. уехал в Томск, где поступил в Томский технологический институт на механико-математический факультет. Затем перебирается в Москву и продолжает обучение в Институте инженеров Красного Воздушного Флота (с сентября 1922 г. – Академия Воздушного флота имени Н.Е. Жуковского). После окончания получает диплом военного инженера-механика воздушного флота и поступает на работу в Российское общество добровольного воздушного флота (Добролёт). Занимается изысканиями новых линий для гражданских самолетов, строительством аэродромов, принимает участие в подготовке авиаперелета Москва – Пекин.


Герой Франции Х. Славороссов и будущий Герой Советского Союза М. Водопьянов возле русского самолёта «Конёк-горбунок».
 Фото из книги «Воздушный казак Вердена», 1981 г.

Затем возглавлял техническую службу Добролёта в Средней Азии, работал главным инженером на авиационном заводе, преподавал в МВТУ и Московском авиационном институте. В декабре 1930 г. был арестован по обвинению в шпионаже в пользу французской разведки. Погиб в заключении в 1941 г. Реабилитирован в 1956 г.


Наверх
ServerCode=node1 isCompatibilityMode=false