Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki

Жуковский Николай Егорович

Биография

Жуковский Николай Егорович [05(17).01.1847, с. Орехово Владимирской губ., – 17.03.1921, Москва], российский и советский учёный, основоположник современной гидроаэродинамики.

Родился в мелкопоместной дворянской семье военного инженера-путейца. В 1864 г. окончил с медалью 4-ю Московскую гимназию. В 1868 г. окончил физико-математический факультет Московского университета. В августе 1870 г. занял место преподавателя физики во 2-й женской гимназии. С 1872 г. на преподавательской работе в императорском техническом училище (позднее Московское высшее техническое училище – МВТУ). В 1876 г. защитил магистерскую диссертацию «Кинематика жидкого тела» и был командирован в Берлин и Париж с научными целями. В 1882 г. за исследование «О прочности движения» ему присуждена степень доктора прикладной математики.

С 1885 г. преподаватель Московского университета, с 1886 г. профессор кафедры прикладной математики. В 1887 г. одновременно возглавил кафедру механики МВТУ. Выдающимся исследованием по гидромеханике стала его работа «О движении твердого тела, имеющего полости, наполненные однородной капельной жидкостью» (1885). Она положила начало циклу исследований, имеющих большое научное и практическое значение, и выдвинула его имя в ряд мировых корифеев теоретической механики и гидромеханики. Следующий крупный шаг в науке сделал в области развития теории струйного обтекания тел жидкостью или газом. Этой теме посвящена опубликованная в 1890 г. фундаментальная работа «Видоизменение метода Кирхгофа для определения движения жидкости в двух измерениях при постоянной скорости, данной на неизвестной линии тока». Теоретические исследования сочетал с опытами и экспериментами. Его работы «К теории летания» (1890), «О парении птиц» (1891), практические испытания моделей летательных аппаратов заложили основы теоретической и экспериментальной аэродинамики и динамики полета. Исследования «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897), «О крылатых пропеллеpax» (1898) и другие послужили теоретическим обоснованием фигур высшего пилотажа, тяговой силы воздушного винта, поставив на научную основу развитие самолетостроения и авиации в целом. В 1897–1898 гг. он исследовал причины возникновения аварий в Московском водопроводе и на собрании ученых и инженеров в Политехническом обществе сделал доклад о явлении гидравлического удара, вскрыв его механизм.

В 1902 г. основал в Московском университете аэродинамическую лабораторию, где была создана одна из первых в мире аэродинамических труб, сконструированы аэродинамические весы, прибор для измерения тяги винта, устройство для измерения силы сопротивления воздуха при движении тел различной формы, разработан метод измерения распределения давления по контуру обтекаемого тела. В 1904 г. под его руководством и с участием группы учеников в пос. Кучино под Москвой создан первый в Европе аэродинамический институт, где были проведены получившие мировую известность эксперименты по исследованию спектров обтекания различных тел. В этом институте выдвинул и разработал теорию о присоединенных вихрях, раскрывающую механизм возникновения подъёмной силы крыла самолета. В МВТУ в 1908 г. организовал Воздухоплавательный кружок, из которого впоследствии вышли многие известные деятели авиации и техники: А.А. Архангельский, В.П. Ветчинкин, Г.М. Мусинянц, Г.Х. Сабинин, Б.С. Стечкин, А.Н. Туполев, Б.Н. Юрьев, а в 1910 г. по инициативе ученого в училище была открыта аэродинамическая лаборатория.

Большое внимание уделял подготовке авиационных кадров – летчиков, инженеров, конструкторов. С 1913 г. преподавал на курсах офицеров-летчиков, а с началом Первой мировой войны – на курсах лётчиков добровольцев. В МВТУ организовал авиационное расчетно-испытательное бюро, где разрабатывались основы аэродинамики и прочностного расчета самолетов. Занимался также проблемами баллистики, воздухоплавания, теорией бомбометания, многими другими задачами теоретической механики.

С 1893 г. — действительный статский советник. В 1894 г. избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду математических наук. В 1905 г. избран президентом Московского математического общества.

После Октябрьской революции 1917 г. принял активное участие в становлении советской науки и советской авиации. В декабре 1918 г. по его инициативе был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), который он и возглавил. В 1919 г. летные курсы при МВТУ реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого в 1920 г. создан Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1922 г. – Академия Воздушного флота), первым ректором которого стал Жуковский. Похоронен в Москве в Донском монастыре.

В ознаменование 50-летия научной деятельности Н.Е. Жуковского и отмечая его заслуги как «отца русской авиации», СНК РСФСР 3 декабря 1920 г. издал декрет об издании трудов ученого. В 1920 г. учреждены премии его имени за лучшие труды по математике и механике. В 1947 г. в связи со 100-летием со дня рождения Совет Министров СССР постановил ежегодно присуждать 2 медали и премии им. Н.Е. Жуковского за лучшие научные работы и учебные пособия по авиации и учредил стипендии его имени для студентов Московского университета, МВТУ и Московского авиационного института.


Памятник Н.Е. Жуковскому в его родовой усадьбе в с. Орехово Владимирской области


Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false