Карта сайта RSS Facebook Twitter Youtube Instagram VKontakte Odnoklassniki
Главная < Энциклопедия < Словари < Подробнее РВСН

Система инерциальной навигации

Инерциальная навигационная система (ИНС), функциональный элемент системы управления баллистической ракеты (СУ БР), предназначенный для получения навигационной информации о ее движении (координатах, скорости, угловом положении, угловой скорости), необходимой для функционирования системы наведения ракеты и системы стабилизации движения ракеты. Существующие ИНС БР подразделяются на два класса:  автономные ИНС, в которых навигационная информация получается только от бортовых инерциальных измерителей без использования внешних источников информации, и корректируемые ИНС.

Автономная ИНС включает в свой состав датчики первичной информации, объединенные в инерциально-измерительный блок и аналого-цифровые средства преобразования первичной информации к виду, удобному для решения задач управления полетом. В зависимости от конструктивного исполнения инерциально-измерительного блока автономные ИНС подразделяются на платформенные ИНС и бесплатформенные ИНС. Основу инерциально-измерительного блока платформенных ИНС образует трехосная гиростабилизированная платформа (ГСП), на которой устанавливаются три акселерометра с некомпланарными осями чувствительности, что дает возможность измерять полный вектор кажущегося ускорения или кажущейся скорости ракеты. В узлах подвеса ГСП размещаются датчики угловой ориентации ракеты по каналам тангажа, рыскания и крена. Широкое применение платформенных ИНС в СУ БР обусловлено высокой точностью навигационных измерений и относительной простотой высокоточной предстартовой выставки измерителей ИНС в заданное пространственное положение путем горизонтирования ГСП перпендикулярно направлению отвеса в точке пуска БР и разворота ее в заданное азимутальное направление пуска по командам от системы прицеливания ракеты.

Бесплатформенные ИНС (БИНС) применяются в настоящее время главным образом в системах управления управляемых боевых блоков (ББ) БР. В бесплатформенных ИНС ГСП отсутствует, а инерциально-измерительный блок укреплен неподвижно в корпусе ББ. Достоинством БИНС по сравнению с платформенными ИНС являются меньший вес и габариты, работоспособность при высоком уровне перегрузок (до 150 ед.), характерных для управляемых ББ. Однако применение БИНС существенно усложняет решение задачи высокоточной выставки инерциально-измерительного блока в заданное положение перед пуском.

Широкое применение автономных ИНС в СУ баллистических ракет обусловлено рядом присущих им достоинств технического и оперативно-тактического характера, к числу которых относятся: независимость работы от окружающей среды и внешних источников информации; скрытность работы ввиду отсутствия каких-либо излучений; высокая помехозащищенность от средств воздействия противника; высокая точность навигационных определений на интервалах времени полета БР; высокая надежность, значительный ресурс непрерывной работы в режиме боевого дежурства.

Характерной особенностью ИНС является то, что в соответствии с фундаментальными законами физики измерениям с помощью датчиков ИНС поддается только кажущееся ускорение, представляющее собой часть полного ускорения ракеты без учета ускорения силы гравитационного притяжения. Кроме того, могут быть измерены интегралы от кажущегося ускорения: кажущаяся скорость и кажущееся перемещение (кажущийся путь). Данные параметры движения называют кажущимися параметрами или псевдопараметрами. На ракетах первых поколений, где ввиду отсутствия БЦВМ расчет действительных параметров движения был невозможен, управление полетом осуществлялось в кажущихся параметрах. Это приводило к соответствующим погрешностям управления. В СУ современных ракет управление полетом осуществляется в действительных параметрах движения (действительной скорости, действительных координатах), определяемых интегрированием в БЦВМ уравнений инерциальной навигации, в которых используются измеренные значения кажущихся параметров движения, а ускорение силы притяжения учитывается расчетным путем по достаточно точной модели гравитационного поля Земли, хранимой в памяти бортовой СУ.

Корректируемые ИНС образуют широкий класс систем навигации, в которых инерциальная навигационная информация корректируется с помощью внешних источников информации, в качестве которых могут использоваться спутниковые навигационные системы, системы навигации по геофизическим полям, системы навигации по картам местности и др. В СУ БР морского базирования широкое применение получили астроинерциальные системы, в которых инерциальная навигационная информация корректируется с помощью оптико-электронных систем визирования опорных навигационных звезд.


Наверх
ServerCode=node2 isCompatibilityMode=false